Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
 
 
Если в статье оказались ошибки...
 

Идиоты и элиты (закон 95%)

Относится к   «Факторы деструктивного влияния в обществе»

О том, почему в популяции стадных живых существ только очень небольшой процент особей определяет социальный прогресс (кроме наследственных факторов). Почему все не могут быть богатыми (умными, счастливыми, успешными и т.д.).

Инструкция в самолете:
"В случае разгерметизации сначала обеспечьте кислородной маской СЕБЯ, затем ребенка".
Родители думают: "ну че за бред собачий? Ребенок же важнее".
Делают все наоборот. Результат - через минуту все без сознания.

 

Внимание: термины в названии и тексте не носят эпатажного характера. В этой отдельно взятой статье возвращаем слову "идиот" его первоначальное значение вместо ругательного хотя в этой отдельно взятой статье и на это есть веские причины. Достоевский пытался сделать такое же в своей книге. Тех, кому это непреодолимо претит, очень остерегаю не читать дальше.

 

Сначала определимся в используемой терминологии. Возможно, при этом окажутся переопределены чьи-то привычные понятия, но именно так в этой статье следует понимать эти слова:

Идиот - здесь не дебильное, неспособное мыслить существо (т.е. не медицинский термин). Достаточно хорошо подойдет изначальное греческое понятие.

Идиот в Древней Греции - гражданин полиса, живущий в отрыве от общественной жизни, не участвующий в общем собрании граждан полиса и иных формах государственного и общественного демократического управления.

Знаменитый писатель и историк античности Ксенофонт называл идиотом человека неопытного, необразованного и невежественного. Отсюда и пошел эпатаж.

Идиот может быть мыслителем и даже гением, но никому не известным гением и поэтому оставаться в социальном статусе идиота.

Быдло - вначале означало людей, выполняющих тяжёлую работу и занимающих низкое социальное положение или даже рабочий скот. Сегодня оно имеет более эпатажное значение и в самом общем смысле понимается как туповатый, но самоуверенный человек. Но здесь важно определить слово без эпатажа, не как оскорбляющее, а как обозначающее явление остановки творческого развития человека с сопутствующими этому признаками, когда человек довольствует привычно-простым бытовом существованием. Подробнее: fornit.ru/659. Идиот - более общий термин, потому как не все идиоты ведут быдло-существование, а могут быть даже непризнанными гениями.

Творец - созидатель, изобретатель, тот, кто решает новые проблемы, возникающие, когда в данной ситуации нет привычного решения. В такой ситуации люди или склонны к лени (fornit.ru/652) или же актуальность проблемы и неудовлетворенность существующим (fornit.ru/870) заставляет думать и находить решения, иногда годами мук творчества. Сложность значимых проблем и неизбежность мук творчества заставляет многих смириться с проблемой, предпочтя лень, если только проблема не оказывается летально значимой (fornit.ru/67231).

На сайте есть вспомогательные тесты (fornit.ru/t0), позволяющие с немалой вероятностью выявить личные качества: степень быдловатости (fornit.ru/tb) и уровень разумности (fornit.ru/tr).

Есть один показательный момент в задаче идентификации: если умный не может постоянно изрекать умное и поэтому часто тупит и глупит (fornit.ru/50866), то глупый просто никак не сможет быть умным (fornit.ru/1681). И это дает определенный контекст для выявления причин. Это - в плане соревновательного сравнения потенций. Мы можем временно стать глупее и быдлее, но не можем перепрыгнуть через свою голову.

 

Самое главное, мы не бываем постоянно в каком-то из перечисленных состояний, хотя оно и может иногда оказываться доминирующем. Мы все иногда бываем идиотами (в любом смысле слова и не только на корпоративах) и нас это не особенно волнует, если только не учудили что-то слишком одиозное, чего не скроешь. Никто не может постоянно находится на пике своих потенциальных возможностей, ни профессиональный мыслитель, ни профессиональный спортсмен, ни типичный идиот, никто вообще. Даже если ты - общепризнанная элита, то большую часть времени ты "расслабляешься" и подчас ведешь себя как идиот. Высшие достижения всегда редки, и они считаются высшими по сравнению с ранее достигнутым. Но в общественном мнении есть авторитеты, которые и оказываются на верхушке фокуса внимания общества, причем там может оказаться и клинический идиот.

Человек стремится быть социально значимым, ведь если он никому не нужен, то возникает депрессивное состояние (fornit.ru/345). Люди постоянно конкурируют между собой за место в социуме пока не удовлетворяются уже достигнутым положением. И чем выше общественный статус, тем более ожесточенна внутривидовая конкуренция. В стаях животных вожак определяется как победитель в поединке, но с развитием человеческого общества развиваются и методы конкуренции, а сегодня они достигли невероятной изощренности (fornit.ru/67211).

Из этих вполне очевидных факторов и складывается картина процесса социального доминирования. В механизмах явления можно выделить два определяющих принципа.

1. Эффект высокой кучи. Вершина мала и все не могут занять место на ней, она будет постоянно осыпаться при таких попытках и удержаться на вершине можно только за счет не удержавшихся. Пример - советский шоу-бизнес, когда А.Пугачева, пробравшись на вершину, скидывала всех неугодных вниз, давая занять место чуть ниже себя только ею избранным, обеспечивая себе надежную опору. То же происходит в бизнесе при конкуренции. В организованной науке существует засилье "научных школ" и другие проблемы "научной" конкуренции (fornit.ru/44959).

В глобальном плане на Земле есть несколько основных деструктивных факторов, напрямую поддерживающих эффект кучи: fornit.ru/67211.

2. Эффект актуального меньшинства. Ценность любого достижения относительна того, что уже было достигнуто ранее в этом направлении. Говорят, что гениальные идеи проходят через четыре этапа развития: 1) Бред какой-то! 2) Это же невозможно! 3) Это гениально 4) Это же итак очевидно. Понятно, что заветная третья фаза бывает актуальной довольно короткое время, когда она привносит максимальное влияние на устоявшуюся систему представлений. В историческом развитии культуры такие моменты возникают редко для каждого из направлений поиска решений проблем, но проблем в мире очень много и постоянно происходят революционные ситуации влияния новой гениальной идеи (и это - не "парадигма" Т.Куна!).

Эти два эффекта определяют механизм привлечения социального фокуса внимания общества к идеям мыслителей любого вида. Это прямо означает, что только на верхушке высокой кучи человек может оказывает достаточно заметное влияние на развитие общества.

Джон Дьюи (18591952) в книге "100 великих мыслителей" показал, что если исчезнут всего лишь 100 наиболее общепризнанных умов, то мировой прогресс откатится на века.

 

Всего 1 процент населения владеет 99 процентами ценностей на Земле.

Все не могут быть одинаково богатыми. Если представить себе, что все богатство сложили в одну кучу и поделили ее поровну между всеми людьми, то через некоторое не очень большое время процент богачей снова придет к прежнему результату по самым разным причинам, но именно в силу общего эффекта кучи. Вот что окажет наибольшее влияние:

·         Люди обладают разными навыками, образованием, опытом работы и талантами.

·         Многие просто все быстро потратят.

·         Некоторые люди более предприимчивы и готовы рисковать, чтобы создать новые предприятия или инновационные продукты.

·         Люди будут сталкиваться с разными обстоятельствами, такими как доступ к образованию, сети поддержки, экономическим рынкам и возможностям для развития.

·         Различные экономические условия, такие как инфляция, процентные ставки, инвестиции и конкуренция, будут влиять на различия в богатстве.

·         Намеренное воздействие конкурентов (отъем любыми доступными способами).

Поэтому, даже если все богатство будет поделено поровну, со временем различия в способностях, образовании, ресурсах и спросе на рынке снова приведут к появлению богатых и бедных людей. Причина - два анонсированных эффекта.

Чем выше к верхушке оказывается человек, тем больше и ожесточеннее становится конкуренция, где "все средства хороши". Ниже, где еще нет явной конкуренции, человек оказывается в составе фоновой массы, недостаточно актуальный для привлечения общественного внимания, он пока недостаточно ловок, чтобы оказаться на высоте. По древнегреческому определению он - гражданин полиса, живущий в отрыве от общественной жизни, не участвующий в общем собрании граждан полиса и иных формах государственного и общественного "демократического" управления, т.е. идиот (кавычки вот почему: fornit.ru/7585). Бытовых идиотов называют быдлами (определение выше). Идиот-творец может быть иногда быдлом, но быдло никогда уже не станет творцом (из-за дезадаптации).

На реальный прогресс в культуре отказывают влияние те, кто свой актуальной значимостью вышел в фокус общественного внимания и его идеи, тем самым, получили шанс оказать влияние на умы. Хотя необычность идей практически всегда встречает скептицизм и начальное отношение: "Ну что за бред!", но в случае общепризнанного авторитета его бред просто принимается на веру (fornit.ru/379). Если человек не достиг настолько высокого авторитета, что ему верят беззаветно, не задумываясь, то в массы пойдет любая идея, верная или ошибочная. И в этом самый главный вред любых авторитетов. Авторитарное приятие идей хорошо только в детском возрасте или в незнакомой области, где еще нет собственного опыта (fornit.ru/607).

Вот почему в популяции любых живых существ только очень небольшой процент особей определяет социальный прогресс.

 

Почему все не могут быть счастливы?.. Само состояние счастья как радостной удовлетворенности продолжается короткое время и становится причиной нормы. Счастье намного более коротко, чем несчастье, которое становится привычной нормой через долгое время безнадежного существования. Причина - оптимизация механизмов индивидуальной адаптивности (fornit.ru/7148). Так что лучше говорить не о достигнутом счастье, а о состоянии нормы в высоком уровне благополучия. Это относительное понятие, личная оценка своего состояния по сравнению с другими. Существует бытовое стремление быть не хуже других. Обычно при этом важную роль играет беспроблемность, ведь даже при очень большом богатстве и власти могут быть настолько серьезные до летальности проблемы, которые просто не допускают субъективной оценки благополучия.

Нет рецепта оказаться на верхушке кучки благополучных, и только мошенники продают верные рецепты успеха. При внимательном рассмотрении причин достижения высокого благополучия (даже просто огромного богатства), чаще всего ключевую роль играют не личные качества, а случайность (fornit.ru/609). Просто не могут все оказаться на верхушке кучи, а так как туда ползут очень многие и очень настойчиво, то суммарный потенциал способностей оказывается выше, чем потенциал одного из претендентов.

 

Если взять чисто статистическое распределение потенциалов особей в популяции любых животных возможности решить конкретную проблему (а не пользоваться уже готовым решением), то окажется, что число таких особей будет очень мало и даже стремиться к нулю для отдельных видов проблем. Это и без статистики достаточно очевидно. Никто не решит проблему способа перемещения в прошлое среди популяции самых умных академических ученых, хотя многие пытаются ее решить сегодня. Но даже принципиально решаемые, "легкие" проблемы приспособления к новым возникшим ситуациям будут решаться в зависимости от уже имеющегося опыта в этой специфике, различий возможностей мозга у разных особей и тому, какими ресурсами уже обладает данная особь.

Но здесь будет говорить конкретно о людях. В самом общем плане всех людей можно условно разделить на творцов и тех, кто привык использовать свой накопленный опыт и более почти не занимается решением новых серьезных проблем (быдлосуществование). Лобные доли мозга человека развивается до 25-35 лет (у разных особей), в течении которых интенсивно приобретается новый опыт решения проблем. Если человек в зрелом возрасте довольствуется приобретенным, то возникает естественная дезадаптация способностей решать новые проблемы (fornit.ru/6976, fornit.ru/40983). Те же, чья деятельность связана с постоянным решением новых проблем, все в большей степени развивают эту способность.

Творцов отличает то, что у них развиты и продолжают развиваться области мозга, которые занимаются решением новых проблем, мышлением (fornit.ru/66411). Это и есть самое характерное для "умных" людей.

Умные, творческие люди это люди с высоким уровнем интеллекта (личного опыта в данном направлении: fornit.ru/475), способные анализировать информацию (сопоставлять и обобщать), решать проблемы в своей специфике. Это человек, не только постоянно занятый решением новых проблем (иначе он дезадаптируется), но делающий это на основе большого ранее приобретенного опыта (интеллекта).

Умный человек проявляет стремление к саморазвитию и постоянно расширяет свои знания и навыки, потому что это бывает единственным путем найти решение актуальной для него проблемы.

Гений (fornit.ru/301) это человек с необычайно высоким интеллектом и творческим потенциалом, обладающий достаточной энергией для их реализации. Он способен справиться с невероятными для обычных людей сложностями и создавать новые революционные идеи. Но он может не попасть на верхушку кучи, несмотря на всю революционность и доброкачественность его идей просто из-за барьера "Бред какой-то!". Поэтому он не попадает в актуальный фокус общественного внимания. О нем общество может никогда не узнать вообще. Барьер неприятия тем выше, чем сложнее идея, чем больше требуется усилий, времени и способностей для ее понимания. В таких случаях только уже признанный авторитет может вынести его в область интереса общества.

По разным оценкам, на 100 тысяч населения приходится от 1 до 10 гениев, т.е. около 0, 005% населения.

Гении бывают настолько погружены в свое творчество, что их повадки кажутся странными и обыватели склонны считать их идиотами (по Достоевскому: подчеркнутая неприспособленность героя романа к жизни, его неспособность к компромиссам и сделкам с совестью). Но часто гениальными становятся дети, у которых есть серьезный порок психики, и они не могут полноценно социализироваться, что вынуждает их углубляться в творчество: fornit.ru/450, fornit.ru/302, fornit.ru/357.

Общительные красавчики, которые сразу пошли по рукам с самого действа и тратят все свое время и опыт на нескончаемую череду "побед", приобретают свой специфический опыт и могут оказаться на вершине фокуса внимания общества специфической социальной деятельности. Так образуются успешные блогеры и артисты. Они никогда не станут учеными, оставаясь поверхностными и ошибочным во всем, что допускается культурой, легко прощающей ошибки и даже оборачивающие их на пользу. Они никогда не окажутся в топе общей мировой культуры и навсегда остаются бытовыми идиотами. Зато они приобретают авторитет у своей аудитории, что подхватывается СМИ, и тем самым оказываются способными влиять на общество в целом.

Каким бы ни был гениальным человек, но пока он не достигнет высот общественного внимания, он остается никем в серой толпе, он остается в статусе идиота, чьи идеи вызывают улыбку или раздражение. Непризнанная гениальность, по сути, ничем не круче любого другого проявления идиотизма.

 

Cсогласно обобщенным статистическим данным, население с высоким интеллектом составляет около 2-5% от общего числа населения. Эти люди обладают высоким уровнем интеллектуальных способностей и могут успешно решать сложные интеллектуальные задачи.

Давно было замечено эмпирическое правило (fornit.ru/67339), что не менее 95% населения склонно к привычным решениям и не имеют опыта и потенциала для решения серьезных творческих задач. Это достаточно убедительно подтверждается сказанным выше.

Невысокий быдло-потенциал присущ 95% народа. Это не хорошо и не плохо, и не оскорбительно, это так есть. В прошлых веках этот потенциал был ниже, а в пещерные времена настолько низок, что любой сегодня будет относится к ним как к обезьянам (хотя единицы среди обезьян развиваются круче, чем некоторые человечьи особи). Все относительно. Чтобы суметь понять идеи 5% находящихся выше, нужны серьезные усилия и многие просто не хотят или не могут их совершать. Но попытки дотянуться выше - самое полезное и оптимистичное, что только можно сделать пока не минуло 30 лет и мозг не определился быть быдлом или творцом. Чаще всего понять идеи с верхушки могут только чуть ниже расположенные. И они могут стать разъяснительным звеном для тянущихся.

При этом, очень печально, что мало кто ценит 5% умных, а склонны просто объявлять их идеи бредом и отмахиваться. Так поступает большинство, даже в Академии Наук в силу очень многих выше причисляемых факторов и именно это - серьезная беда сегодняшней культуры. Это потеря, потому как были времена и умных людей ценили больше, но сегодня в эпоху либеральной толерантности любой гений - всего лишь братан и забавный урод (ну, посмотрите, какой он сам прикольный и какой бред несет!), а быдло имеет все права и равенство.

 

В случае, если человек достигает высот без соответствия своей компетенции, то он бывает склонен к агрессии по отношению к подчиненным. Ученые установили, что чувствующие свою некомпетентность лидеры вымещают агрессию на подчиненных, чтобы скрывать свой комплекс неполноценности (fornit.ru/2217).

Мы с детства учимся агрессии по отношению к другим людям. Практически каждый с самого раннего возраста и все время в школе специализируется на агрессии или защите от агрессии. Стоит оказаться чуть не таким как другие, и ты оказываешься целью травли, где все средства хороши. Этому практически не препятствуют воспитатели, что возьмешь с детей? Да и с борзыми родителями не хочется связываться. Вырастают вполне готовые быть активными деструктивными идиотами особи. Неважно, что у них нет компетенции, чтобы судить то, что они порицают. Их цель не истина, а забить тех, кто "несет бред". А бредом таким кажется все, что хоть в чем-то не соответствует их привычным представлениям. Такой дискомфорт легче убрать травлей, чем попыткой всерьез вникнуть в сказанное и понять. Понять новое бывает очень трудно и чаще даже невозможно, ведь для этого нужно специализироваться в теме "бреда". Такой вид травли - самое мерзкое, что только может быть (fornit.ru/19855).

 

Прогресс деструктивных факторов в мире, связанных с внутривидовой конкуренцией (fornit.ru/67211), не остановился, а продолжает стремительно развиваться, грозя погрузить культуру в хаос неадекватных реальности представлений и извращенных социальных взаимодействий. Что может воспрепятствовать этому прогрессу?

Во-первых, каждый может на своем месте сформировать верное мировоззрение (fornit.ru/13268) и выбрать соответствующую этому мировоззрению личную социальную стратегию (fornit.ru/659). Потому, что именно отдельные люди и определеяют социальный прогресс.

Но, самое главное - разумное противодействие на уровне общемировых договоренностей, что станет возможным только при достаточно прочной системе децентрализованного управления (fornit.ru/66582), без политического перетягивая одеяла разными странами. Когда будет пресечена внутривидовая конкуренция (что не затрагивает нормальной соревновательности), высвободятся колоссальные ресурсы.

Пример гармоничного распределения социальных ролей уже реализован в нашем мозге - как контекстно-зависимая система личностей, каждая из которых специализируется на своем опыте решения ситуационных проблем (fornit.ru/658). Мы даже не замечаем, что в нужные моменты актуализируется наиболее подходящая личность, а все остальные оказываются в фоновом режиме. Такую систему возможно организовать техническими средствами на уровне мирового общества (fornit.ru/1513).



Обсуждение Еще не было обсуждений.


Дата публикации: 2023-12-10

Качества статьи, оцененные пользователями Экспертов: 1
Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

Последняя из новостей: Схемотехника адаптивных систем - Путь решения проблемы сознания.

Создан синаптический коммутатор с автономной памятью и низким потреблением
Ученые Северо-Западного университета, Бостонского колледжа и Массачусетского технологического института создали новый синаптический транзистор, который имитирует работу синапсов в человеческом мозге.

Тематическая статья: Эффект Земмельвейса, или Почему отторгаются новые идеи

Рецензия: Статья П.К.Анохина ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
 посетителейзаходов
сегодня:00
вчера:11
Всего:53136

Авторские права сайта Fornit