Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
ВХОД
 
 
Короткий адрес страницы: fornit.ru/2560
Содержание журнала Достижения науки, техники и культуры
Ссылка на первоисточник статьи: http://science.compulenta.ru/317252/?r1=yandex&r2=news http://www.gazeta.ru/science/2008/03/05_a_2658518.shtml.

Восприятие цветов зависит от родного языка

Исследователи из Массачусетского технологического института (MIT) утверждают, что родной язык человека накладывает определенный отпечаток на восприятие цветов. Тестовая картинка

Неожиданную связь между лингвистикой и физиологическим восприятием цвета открыл Джонатан Вайноуэр (Jonathan Winawer) из Массачусетского технологического института (MIT). Его заинтересовало: влияют ли на цветовосприятие особенности родного для человека языка.

Исследователь обратил внимание на то, что в русском языке есть два разных слова "голубой" и "синий", в то время как в английском для обозначения и синего и голубого (в нашем, русских, понимании) используется лишь одно слово — blue. Правда, если нужно точнее передать оттенок, англоговорящие могут воспользоваться сочетанием двух слов — "light blue" и "dark blue", соответственно.

"Влияет ли эта разница на восприятие цвета человеком, носителем языка?" — спросил себя Вайноуэр. А для ответа поставил опыт. В нём приняло участие 50 испытуемых, для половины из которых родным языком был английский, а для половины — русский.

На экране им показывали три квадрата, закрашенные произвольно компьютером в один из 20 оттенков синего. Надо было как можно быстрее указать — соответствует ли верхний квадрат по оттенку одному из квадратов внизу, и какому именно. При этом в части испытаний три квадрата имели аналогичный оттенок, в части — один из трёх квадратов отличался в большей или меньшей степени.

Оказалось, русскоговорящие на 10% быстрее отличали "синий" от "голубого", в сравнении с англоговорящими испытуемыми. Причём разница в скорости была заметнее, когда разница между оттенками была не слишком велика.

В то же время, когда все показанные цвета явно попадали в одну лингвистическую категорию (или "голубой", или "синий"), скорость определения совпадения или различия оттенков у русскоговорящих сравнивалась с таковой у англоговорящих подопытных, о чём Вайноуэр вместе с коллегами и рассказал в своей статье в Слушаниях академии наук США.

"Это первое доказательство того, что языковые различия влияют на восприятие цвета в целевых задачах", — утверждает исследователь.

Интересно, что когда русскоговорящих, в момент выполнения цветового теста, просили ещё и запомнить восьмизначное число, дополнительная задача для мозга нивелировала разницу в скорости восприятия оттенка — показатели русскоязычных испытуемых падали до уровня англоговорящих соперников.

Новый опыт вроде бы подтверждает гипотезу Бенджамина Хурфа (Benjamin Whorf), выдвинутую этим американским лингвистом в 1930-х: "Наши слова буквально — форма категоризации того, что мы наблюдаем в окружающем нас мире".

Но, с другой стороны, что тут причина (гипотетическое физиологическое отличие восприятия), а что следствие (язык) — установить пока невозможно.

К примеру, как рассказывают специалисты на страницах Nature, многие тропические народы не различают синий и зелёный цвета — лингвисты называют этот комбинированный цвет "grue". Есть гипотеза, что такая особенность вызвана физиологией — изменениями в хрусталиках и сетчатке, произошедшими на ярком солнечном свете. Но она — не доказана.

Так или иначе, "Основное отличие в этом случае состоит не в том, что английский язык не может различать светлый и тёмный оттенки синего, а в том, что русскоязычные люди не могут избежать различия между ними: они просто должны делать его", — объясняет Вайноуэр результаты собственного эксперимента.

Узнайте также об удивительной зависимости цветового восприятия от шаблонов в памяти, о влиянии на контрастность воспринимаемых образов концентрации внимания и о влиянии смеха на восприятие зрительных иллюзий. Ещё прочитайте о любимом цвете англичан и о том, какой цвет — мешает думать.


Развитие речи совершенно неожиданным образом сказывается на умении ребёнка различать цвета. Во-первых, этим начинает заниматься совершенно другой участок мозга, а во-вторых, человек начинает тратить больше сил на узнавание цветов, для которых существуют простые названия.

Прежде ученые уже доказали, что считать дети учатся намного раньше, чем говорить. Тот факт, что умение различать цвета появляется в ещё более раннем возрасте, не столь удивителен. По-настоящему интересными оказались сопровождающие появление речи метаморфозы в том, как наш мозг воспринимает цвета. Равно как и то, что для узнавания простых цветов, вроде красного и синего, требуется куда больше сил, чем для «серо-буро-малинового». В научной литературе мысль о тесной связи цветового восприятия мира с развитием речи была впервые высказана Бенджамином Ли Ворфом около полувека назад. С тех пор она нашла отражение во многих работах психологов и нейрофизиологов, пытавшихся доказать эту гипотезу. Этому же посвящены две оригинальные работы, опубликованные на этой неделе в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Психолог Пол Кей из Калифорнийского университета и его коллеги обратили внимание на тот факт, что и за восприятие цвета, и за речь у большинства взрослых людей отвечает левое полушарие. Американские ученые решили проверить, врождённое ли это «разделение труда» между левым и правым полушарием или оно появляется вместе с речью. В своей работе они взяли две группы пациентов, разительно отличающиеся по возрасту: 4–6-месячных детей и взрослых. Сам опыт был достаточно прост: на экране одного цвета в произвольном месте возникала фигура другого цвета – как пишут ученые, «из той же или другой цветовой категории». Ученые регистрировали время реакции, необходимое для того, чтобы человек обратил внимание на цветную фигурку. В том случае, если объект и экран сильно различались по цвету, взрослые реагировали быстрее, если «цель» появлялась в правой части экрана, за которую ответственно упомянутое выше левое полушарие.

У детей же все происходило совсем наоборот – быстрей всего они замечали объект в левой половине, «подведомственной» правому полушарию.

При этом, в отличие от взрослых, реакция детей на объект, появляющийся в правой половине поля зрения, не зависела от разницы в категории цвета экрана и цели – грубо говоря, показывался ли на красном фоне объект близкого ему оранжевого или совсем непохожего зелёного цвета.

«Измени язык – измени мышление»
Примерно под таким названием
опубликовал свою работу Тиоко Кобаяси из Корнельского университета. Он и его коллеги исследовали

По мнению учёных, это явно показывает влияние речи на цветовосприятие. Они полагают, что развитие речи приводит к тому, что речевые участки берут на себя и функции цветоразличения, сначала конкурируя с исходной областью в правом полушарии, а затем и вовсе замещая её. Конечно, эта мысль более чем противоречивая, но она хорошо укладывается в современную теорию развития мышления: по мере взросления ребенок переходит от образов к словам, и взрослый человек не только воспринимает слова, но и мыслит ими. Согласуется это и с другой работой того же автора, но уже в другом коллективе – на это раз из Гонконга. Воспользовавшись методом функциональной магнитно-резонансной томографии, визуализирующей интенсивность кровотока, а следовательно, и активность отдельных областей мозга, ученые изучили возбуждение, возникающее при определении цветов. Они демонстрировали здоровым добровольцам различные цвета и просили назвать их. Логично было бы предположить, что чем «проще» цвет, тем меньше активируется кора.

Однако результаты оказались абсолютно противоположными.

Простые цвета наподобие синего, зеленого или красного приводили к куда большей активации левой задней верхней височной борозды и нижней теменной доли – участкам, отвечающим за подбор нужных слов; нежели «бежево-розовый» или «сине-зеленый». Ученый объясняет такую разницу интеграцией языка и восприятия мира, в том числе и цветового.

Однако, как отметил в интервью Nature Джонатан Винавер из Стэнфордского университета, «это отнюдь не доказывает, что именно речь влияет на восприятие». По поводу первой работы этот ученый заметил, что «дети и взрослые много чем отличаются, а не только развитием речи». Чтобы доказать это, неплохо было бы повторить те же опыты с одними и теми же детьми в процессе появления у них речи. Впрочем, даже такое доказательство не будет стопроцентным. В любом случае, рекомендации по поводу цветных игрушек частично получили научное обоснование, и, может быть, решать, каким цветом выделять букву в азбуке, вскоре будет не художник, а комитет ученых и психологов.


Смотрите еще Цветовые иллюзии и мозг

Обсуждение Еще не было обсуждений.




Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

   
Архив новостей
Анонсы новостей    http://www.scorcher.ru/xml/news.rss - что это?
Путь решения проблемы сознания
Схемотехника адаптивных систем - Путь решения проблемы сознания.
07-02-2024г.

Развитие квалиа в онтогенезе или как именно мы все ощущаем
Последовательность формирования субъективных абстракций в механизмах произвольности выбора: Развитие квалиа в онтогенезе или как именно мы все ощущаем.
20-12-2023г.

Факторы деструктивного влияния в обществе: политика, реклама, соцсети, биржи, религия
Политические элиты все в большей степени паразитируют на обществе: Факторы деструктивного влияния в обществе: политика, реклама, соцсети, биржи, религия.
13-11-2023г.

Система децентрализованного управления обществом
Какой может быть эффективная система децентрализованного управления обществом: Система децентрализованного управления обществом.
08-09-2023г.

Принципиальные элементы фундаментальной теории сознания
Для верификации: Принципиальные элементы фундаментальной теории сознания.
07-08-2023г.

Коротко и ясно про мозг человека
Организации механизмов мозга человека: Коротко и ясно про мозг человека.
08-07-2023г.

Проблемы восприятия программной реализации искусственного разума
Анонсирование Beast: Проблемы восприятия программной реализации искусственного разума.
06-02-2023г.

О программной реализации живого существа
Анонс отчета: О программной реализации живого существа.
01-01-2023г.

Жизнь - Самоощущение - Разум
Терминологические определения понятий Жизнь, Самоощущение и Разум на основе выявленных механизмов реализации этих явлений в прототипе системы индивидуальной адаптивности: Жизнь - Самоощущение - Разум.
06-12-2022г.

Эссе «Одушевление»
Литературная демонстрация общей структуры самоощущения для всех живых существ, обладающих механизмами субъективных абстракций: Эссе «Одушевление».
20-03-2022г.

 посетителейзаходов
сегодня:11
вчера:11
Всего:80199015