Fornit
 

Этот материал взят из источника:
http://rspu.edu.ru/university/publish/schools/8/gl1_p3.html
Список основных тематических статей >>

Этот документ использован в разделе "Восприятие пространства и времени"

Распечатать
Добавить в личную закладку.

Теоретические основы формирования пространственных и временных представлений у детей дошкольного возраста.

Проблема формирования у дошкольников представлений о пространстве и времени нашла разработку в трудах психологов (Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, П.Г.Гальперин, О.М.Дьяченко, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, С.Л.Рубинштейн и др.), педагогов (Ф.С.Блехер, Т.И.Ерофеева, А.Н.Леушина, Т.Н.Мусейибова, З.А.Михайлова, Б.Никитин, В.П.Новикова, Т.Д.Рихтерман, Е.В.Сербина, А.А.Смоленцева, Т.В.Тарунтаева, Е.И.Тихеева и др.). Анализ психологических исследований позволил нам выявить, что ученые изучали следующие аспекты этой проблемы: особенности представлений детей о времени и пространстве, генезис их развития, особенности восприятия времени и пространства, психологические функции, обусловливающие восприятие времени и пространства, роль сенсорного опыта в восприятии времени и пространства. Анализ педагогических работ позволил нам обнаружить, что исследования осуществлялись по направлениям: формирование системы представлений о времени и пространстве, роль дидактических игр и занятий в формировании пространственно - временных отношений, взаимозависимость речевой активности ребенка и понимания пространственно - временных категорий, педагогические условия дошкольных учреждений, обеспечивающие становление пространственно - временных представлений.

Теоретической основой нашего исследования выступило учение А.Н.Леонтьева о значениях времени и пространства как знаков жизнедеятельности человека, определяющих характер его отношений с миром. Он показал, что объективный мир, который является четырехмерным (трехмерное пространство и время), имеет еще одно, пятое квазиизмерение в отношении к человеку. Предметный мир открывается человеку как система значений. Значения выступают для каждого отдельного индивида в двух ипостасях: как "вне - его - существующее" и как то, что входит в его образ мира. По мнению С.Л.Рубинштейна, "Мир - это совокупность вещей и людей, в которую включается то, что относится к человеку и к чему он относя в силу своей сущности, что может быть для него значимо, на что он направлен" (Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973. - 423с. - здесь с.295).

Содержание образования понимаемое нами в контексте культуры как раз и содержит то значение, о котором говорил А.Н.Леонтьев и С.Л.Рубинтшейн, с нашей точки зрения и является ценностью, знаком, эталоном, которые определяют поведение человека, регулируют отношения с миром и становятся ориентирами в жизни людей. Именно они существуют вне времени и вне пространства, поэтому ценностные смыслы постигаются в течение всей жизни человека и для детей дошкольного возраста тем самым являются сложно присваиваемыми. Однако процесс познания этих ценностных смыслов, создающих у ребенка образ мира, осуществляется в детстве и обеспечивает ему возможность существования в этом мире. А.Н.Леонтьев говорил о том, что мир, взятый в отношении к человеку, является модальным, то есть субъективным и обнаруживается он в специфических эффектах, реципирующих органов субъекта - зрительных, слуховых, тактильных. Опираясь на представления А.Н.Леонтьева о пятом квазиизмерении мира, "...переход через чувственность за границы чувственности, через сенсорные модальности к амодальному миру", мы считаем, что искусство, оперирующее чувственными сенсорными знаками, позволит ребенку выйти за его границы и активно воспринять, освоить мир не только в предметных значениях, но и в пространственно - временных отношениях человека к миру. Именно пространство и время как познанные категории позволяют, на наш взгляд, понять мир как единую неразделенную систему, как со - бытие субъектов и объектов, несуществующих друг без друга. Это является методологическим основанием гуманистического понимания человека в его отношениях к миру. Ребенок познает мир благодаря индивидуальным способам действий, которыми он заполняет пространство между собой и объектом (субъектом), который он хочет постичь. В этом пространстве кроме индивидуальных способов действий существуют предметы - цели, предметы - орудия (Л.Я.Дорфман). В нашем исследовании целью является постижение ребенком категорий пространства и времени, содержащих в себе культурные ценности, а средством достижения выступает содержание литературных и живописных произведений. По мнению Е.В.Волковой, произведения искусства есть продукт культуры и человеческой деятельности, имеют законченный и выразительный характер, содержат ценности, сформировавшиеся в культуре определенного времени и пространства.

Постижение смысла произведений, установление логической связи "человек - произведение искусств" обеспечивается благодаря связности и единству данного взаимодействия в определенном пространственно - временном отрезке. Именно в этом пространственно - временном отрезке решающее значение приобретает активное использование субъектом предметов - орудий и собственных индивидуальных действий, обеспечивающих единство "души и тела", "психики и мозга", "субъекта и объекта", "идеального и материального", "личности и социальной группы", "человека и мира". Это создает ситуацию взаимоперехода ценностных и личностных смыслов, психического и художественного, объектного и субъектного, в которой пространство и время "оживают" в реальных художественных знаках, символах, эмоциях, смыслах и приобретают личностную значимость для человека.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, изменять время (правильно обозначая в речь), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Если реальное время позволяет ребенку планировать свою деятельность, то художественно - отраженное время и пространство обеспечивают освоение философских категорий пространства и времени посредством сенсорных эталонов - чувствовать время, наслаждаться им, понимать наполняемость пространства и кратковременность мига, ощущать ритм пространства и времени. Именно искусство запечатлевает время и пространство, но данные возможности литературных и живописных произведений используются крайне скудно. Это противоречие, обнаруженное нами в ходе анализа философских и психолого - педагогических исследований, позволило определиться в направлении исследования, обозначить его актуальность и теоретическую значимость. Уровень развития ребенка всецело будет зависеть от понимания педагогом функций искусства и мастерства использования его в образовательном процессе. Анализ психолого - педагогических исследований позволил выделить основные фундаментальные принципы психического развития ребенка, обусловливающие возможность познания им философских категорий "пространство" и "время" (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.). Такими принципами выступили: творческий характер развития; социокультурный контекст развития; сензитивность в усвоении языка, знаков, символов, сенсорных эталонов, предметных и умственных действий; деятельность и общение как движущая сила развития, средство обучения и воспитания; периодизация детского развития; зона дальнейшего развития; активного действования; интериоризация и экстериоризация как механизм развития и обучения.

Разрабатывая педагогические условия формирования пространственно - временных представлений у дошкольников, мы опирались в своем исследовании на принципы активного действования, социокультурный, творческий. Именно они обеспечивали подлинную философию культурной педагогики, которая должна быть педагогикой не ответного, а ответственного действия, что нашло отражение в фундаментальных работах Л.А.Венгера, В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и др.

Восприятие времени - это отражение объективной длительности, скорости, последовательности явлений действительности (Д.Б.Эльконин). Восприятие и ориентировка во времени у человека, как утверждает философия и психология, складываются и формируются на социальной основе в процессе его жизнедеятельности и в практике широких общественных связей и отношений. До настоящего времени в дошкольных образовательных программах речь не шла о свойствах времени, которые могут быть усвоены детьми, а постижение данного феномена осуществлялось через практическую деятельность самого ребенка. Наш принципиальный подход как раз и заключается в том, что осуществляется поиск условий в дошкольном учреждении, которые бы позволили детям осваивать время как всеобщую категорию, обусловливающую регуляцию социальных отношений. По данным исследования Д.Б.Эльконина, чувственное отношение времени к форме первосигнальных связей социально опосредуется уже в первые месяцы жизни ребенка. В дальнейшем чувственное отражение времени в форме первосигнальных связей включается в систему связей второсигнальных и претерпевает существенные качественные изменения. Качественно иным становится и "чувство времени", совершенствование которого базируется на постоянном освоении ребенком единиц его измерения. В созданной нами программе мы пытались усилить ценностный аспект в понимании и чувствовании времени - дисциплинирует человека, делает его целеустремленным, способствует организации совместных действий.

В своих работах Б.Г.Ананьев указывает, что подобно общей природе отражения окружающего мира, отражение пространства и времени выступает в двух основных формах, одновременно являющихся и ступенями познания: непосредственной (чувственно-образной) и опосредованной (логико-понятийной). Взаимосвязь и единство этих основных форм отражения обнаруживается в области отражения пространственно-временных отражений объективной действительности. Значит на основе чувственности отражений и ориентировки во времени, у ребенка начинает складываться высшая форма ориентировки и отражения времени - "логико-понятийная" или "теоретическая" (по терминологии Б.Г.Ананьева). Переход к новому уровню отражения и ориентировки во времени связывают обычно с периодом становления речи со специализацией словарного состава и грамматического строя речи ребенка. Особая роль в этом процессе отводится освоению ребенком специальной терминологии "временной" и обучающей функции взрослого. Хотелось бы заметить, что в нашем исследовании определяется новый теоретический подход к формированию пространственно - временных представлений у дошкольников. Суть его заключается в том, что мы пытаемся продлить логическую цепь познания времени и пространства от чувственного к логико - понятийному и ценностному.

В восприятии времени участвуют три перцептивных действия: оценка, отмеривание и воспроизведение временного интервала:

  • при оценке человек словесно определяет продемонстрированный ему материал (например, 1 минута);
  • при отмеривании сам оценивает названный ему материал;
  • при воспроизведении повторяет продемонстрированный ему интервал.

По мнению Д.Б.Эльконина, для познания разных сторон времени нужна функция различных корковых структур мозга. Наименьшей точностью характеризуется словесная оценка интервала времени. Самое же точное восприятие времени наблюдается при воспроизведении временного интервала. Это обусловлено тем, что при оценке и отмеривании человек внутренне считает, соотносит интервал с эталоном, хранящимся в памяти, а при воспроизведении, кроме внутреннего сличения, имеется возможность сопоставлять с продемонстрированным материалом. Таким образом, можно говорить об особой роли слова и восприятия в оценке времени. Отличие точки зрения Д.Б.Эльконина о трех составляющих в восприятии времени с нашей авторской точкой зрения состоит в том, что детям дошкольного возраста доступно восприятие ценностно значимого смысла времени и пространства в жизни человека. Данный подход обусловлен, с одной стороны, социокультурной характеристикой конца ХХ века - стремительность изменений, спрессованность действий человека, сокращение времени и пространства, необходимых для достижения его целей, деловитость современного человека, способного мобилизовать действий и усилий, позволяющих в оптимальный срок получить результаты. С другой стороны, это обусловлено и психологическими особенностями ребенка дошкольного возраста - восприятие мгновенности, протяженности времени, восприятие пространства как места своего бытия. Для приобретения опыта подчинения времени своей деятельности и действиям ребенку необходимо с раннего детства научиться ценить время, понимать его необратимость и мгновенность, подчинять свои действия времени и время своим целям.

В работах А.А.Люблинской отмечалось, что дети дошкольного возраста испытывают трудности в восприятии времени и у них относительно поздно развиваются временные представления, как тягучесть, текучесть, необратимость (невозможность вернуть прошедшее и поменять местами настоящее и будущее), периодичность, одномерность. Восприятие детьми этих особенностей весьма затруднена из-за отсутствия наглядных форм, не подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается опосредованно, через движение или какую-то деятельность, связанную с определением времени или через чередование каких-то постоянных явлений. С.Л.Рубинштейн пишет: "При тождественности значений этих временных обозначений конкретный момент реальности, на который они указывают, непрерывно передвигается. Эта трудность, с которой ребенок не сразу может совладать. Поэтому дошкольники часто спрашивают взрослых: "Сейчас уже завтра или еще сегодня" (35, 275).

Восприятие времени человеком подготовлено всем ходом развития человечества. Сознательное восприятие времени у человека складывалось в процессе социально - производственной практики. У человека ориентировка во времени имеет две различные, взаимодополняющие друг друга формы отражения времени:

  1. Одна из них - это непосредственное ощущение действительности, обусловленное висцеральной чувствительностью, на базе чего образуются условные рефлексы.
  2. Другая - собственно восприятие времени, наиболее сложная и современная форма воображения, которая, развиваясь, на общей органической основе, тесно связана с обобщающей функцией второй сигнальной системы. Непосредственное восприятие временной деятельности выражается в нашей способности чувствовать ее, непосредственно оценивать и ориентироваться во времени без всяких вспомогательных средств. Эту способность называют "чувством времени".

В нашем исследовании мы рассматриваем время как культурно - историческую ценность, поэтому представления о времени предполагается формировать через объект культуры (искусство, предметы) и характер взаимодействия детей друг с другом по типу субъект - объект - субъект. Теория и практика показывают, что для детей сложно понимание слов, обозначающих временные отношения, в силу их относительного характера, что значит и в чем отличие, например, слов теперь - сейчас или сегодня - вчера - завтра. Искусство же, особенно живопись фиксирует этот миг времени - социального, исторического, культурного, личностного, оперируя наглядными образами, а литература это обозначает словом. Это позволило нам выделить живопись и литературу как педагогическое средство формирования пространственно - временных представлений детей и разработать адекватные педагогические технологии в культурно - исторической и знаково - символической концепции Л.С.Выготского.

Интерес детей к временным отношениям возникает очень рано. И хотя малыши с трудом овладевают специальными временными терминами, они по мере развития речи начинают правильно пользоваться временными оттенками глаголов настоящего, прошедшего, будущего времени. Старшие дошкольники уже более четко локализуют во времени события, обладающие отличительными, качественными признаками. Они начинают различать части суток, связывая их с привычными для этих отрезков деления, соотнося к определенному времени и некоторые события, хорошо или знакомые и эмоционально привлекательные: "Елка - когда зима", "поедем на дачу, когда лето" и другое.

Генезис развития представлений о пространстве и времени у дошкольников характеризуется тем, что дети четырех - пяти лет относительно точно определяют небольшие промежутки времени, о содержании которых имеют определенное представление на основе личного опыта. У дошкольников образуется ясное для конкретных событий представление о прошедшем, настоящем и будущем. Что же касается представлений о более длительных промежутках времени, то даже у старших детей они не точны. Тем более весьма смутные их представления о далеком прошлом. Однако интерес к прошедшему у детей имеется, но по-разному локализуются во времени у разных детей, что в значительной мере зависит от того, уделяют ли взрослые внимание ознакомлению детей с временными отношениями, ведут с ними беседы о локализации времени различных известных ребенку событий. Данное научное суждение подтверждает правильность выдранного нами научного направления. Именно искусство, особенно литературное, отражает временные отношения и позволяет ребенку сформировать более точные представления о времени и пространстве как культурно - исторических категориях. С.Л.Рубинштейн пишет, что хотя временные представления обычно развиваются у детей относительно сложно (особенно когда не уделяют достаточно внимания их выработке), не следует преувеличивать недоступности их восприятия.

Дети шести - семи лет уже правильно пользуются временными наречиями, но не все временные категории осознаются одновременно и правильно отображаются в речи детей. Лучше усваиваются наречия, обозначающие скорость и локализацию событий во времени, хуже наречия, выражающие длительность и последовательность. Можно сделать вывод: процесс речевого выражения временных понятий у детей от шести до восьми лет находится в стадии непрерывного роста. Это развитие протекает особенно интенсивно между шестью и семью годами жизни ребенка, если этим процессом управлять. Однако такая дифференцировка временных отношений в дошкольном возрасте формируется еще медленно и в значительной степени зависит от общего умственного и речевого развития детей.

Обучение и воспитание ребенка - одно из возможных средств управления им. Образовательные программы для дошкольных учреждений ориентируют педагогов настойчиво и последовательно учить детей замечать время, соотносить с временем игры, занятия, повседневной жизни, приучать детей отдавать отчет о том, что сделано и могло быть сделано в то или другое время. Это вовсе не означает, что нужно постоянно говорить о времени, контролировать детей. Нужно так организовать жизнь, чтобы она была содержательна, интересна и полезна для развития у детей чувства времени. Чувство времени в общем его определении представляет способность ориентироваться при выполнении действий на определенное время без показания специальных приборов и вспомогательных средств. Воспитание чувства времени осуществляется на протяжении всего процесса формирования представлений о времени и не отделима от него. Чувство времени имеет большое значение: оно является способом самостоятельного определения необходимого времени на то или иное занятие, игру, решение какой-то практической задачи в повседневной жизни. В разных видах деятельности "чувство времени" выступает то как чувство темпа, то как чувство ритма, то как чувство скорости. Для нашего исследования это положение является весьма значимым, так как, взяв основным педагогическим средством формирования представлений о времени и пространстве искусство, мы хотим отметить тот факт, что именно оно создается благодаря таким средствам выразительности как темп, ритм, композиция, линия и т.п. Все это, с нашей точки зрения и обеспечивает ребенку усвоение таких свойств времени и пространства как протяженность, текучесть, длительность и т.п. В формировании этого чувства определенную роль играет накопленный опыт дифференцировки времени на основе деятельности многих анализаторов. Так "чувство времени" наряду с чувственным восприятием включает и логические компоненты: знание мер времени. Таким образом "чувство времени" опирается на взаимодействие первой и второй сигнальных систем. "Чувство времени" может находиться на разных ступенях развития. В раннем возрасте оно формируется на основе богатого чувственного опыта без опоры на знания эталонов времени. Младенец кричит, так как настало время кормления. Ребенок спит, он спокойно лежит, улыбается. У него еще нет обобщения "чувства времени", оно связано только с той конкретной деятельностью, в которой оно сформировалось, для старших детей это игры и специальные упражнения на время, то есть чувство времени имеет сравнительно узкую сферу применения. Это чувство развивается и совершенствуется в практической деятельности человека.

Итак, с точки зрения психологической науки, восприятие времени, с одной стороны, опирается на чувствительную основу, а с другой - на освоение общепринятых эталонов оценки времени. Чувственному восприятию времени способствуют все основные процессы нашей органической жизни, обладающие строгой периодичностью (ритм, дыхание, биение сердца). Самое общее понимание пространства и времени опирается на наш непосредственный эмпирический опыт. Понятие пространства возникает как из характеристики отдельного взятого тела, всегда имеющего протяженность, так и из факта внеположенности множества существующих объектов, имеющих разное пространственное положение. Таким образом, пространство - форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами, как протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие. Понятие времени также возникает как из сравнения различных состояний одного и того же объекта, который в результате длительности своего существования неизбежно меняет свои свойства, так и из факта сменяющейся последовательности разных объектов в одном и том же месте. Время, таким образом, тоже есть форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развития систем, как длительность, последовательность смены состояний. Понятия пространства и времени соотносительны: в понятии пространства отражается координация различных неположенных друг другу объектов в один и тот же момент времени, а в понятии времени отражается координация сменяющих друг друга объектов в одном и том же месте пространства.

Анализ педагогических исследований, связанных с вопросом ознакомления детей с пространственно - временными отношениями, позволил нам обнаружить, что к данному феномену обращались педагоги прошлого (Е.И.Водовозова, А.Я.Коменский, М.Монтесори, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, Ф.Фребель и др.).

Я.А.Коменский в своей "Великой дидактике" указывал, что в первые 6 лет жизни ребенка должна быть заложена основа для многих последующих занятий. Определяя содержание этой основы, Я.А.Коменский отметил, что в период так называемой Материнской школы" с ребенком необходимо пройти "первые шаги хронологии". Он указывал, что обучение дошкольников различению времени должно проводиться в виде бесед родителей с детьми, в которых взрослые в понятной форме объясняют, показывают и называют явления окружающего мира. И.Г.Песталоцци указывал, как и Я.А.Коменский, на такой же объем временных знаний для дошкольников; считал усвоение ребенком временных отношений и развитие на этой основе его речи одним из важнейших средств познания и элементарного обучения. По мнению Ф.Фребеля первые временные представления ребенок должен усвоить в процессе деятельности, в играх и занятиях с дидактическим материалом. Еще более узкий объем знаний указывает М.Монтесори, предлагая учить детей понимать слова: "до", "после", "чаще", "реже", правильно употреблять - "сегодня", "завтра", "вчера". Предлагает знакомить с метром, сантиметром, а вот необходимость соизмерения временных величин детьми дошкольного возраста отрицала. Мы видим, что в зарубежной педагогике авторы придерживались прагматического подхода к освоению детьми пространственно - временных отношений - через действия с предметами.

В отечественной педагогике проблема ознакомления детей с пространством и временем нашла отражение в работах Е.И.Водовозовой, А.М.Леушиной, В.А.Сухомлинского, Т.А.Рихтерман, К.Д.Ушинского и др.

К.Д.Ушинский, разрабатывая теоретические и методические подходы к развитию речи у детей, постоянно подчеркивал необходимость обучения малышей "различать предлоги во времени". По его мнению, детям следует объяснять, что для различения времени "мы употребляем названия месяцев, дней, недели, считаем часы, числа, годы". К.Д.Ушинский предлагает знакомить детей 7 года жизни с понятиями: сутки, неделя, месяц, год, а также тысячелетие и понятиями, определяющими возраст людей: младенец, дитя, отрок, юноша, девушка, мужчина, женщина, старик, старуха. Он указывал на важную роль чувственного опыта ребенка и степень овладения им речью. Великий педагог призывал к необходимости соблюдения строгой последовательности в подаче материала и обязательного использования изученного в практике: "- не должно спешить и идти дальше не иначе, как вполне овладев прежним, а овладев чем-нибудь, никогда не оставлять его без постоянного приложения к делу".

Е.И.Водовозову интересовал вопрос об объем знаний о времени и пространстве для дошкольников. Она считала, что детям достаточно знать очередность времен года, последовательность дней недели, ее количественный состав; понимать слова "моложе", "старше". Предлагая проводить наблюдения за положением солнца, Е.И.Водовозова в этой связи предлагала дать детям понятия "полдень", "сумерки", познакомить со сторонами света. Если Е.И.Водовозова говорила о том, что необходимо давать детям абстрактные представления о полудне, сумерках, временах года, то в нашем исследовании, учитывая психологические особенности образного восприятия мира дошкольниками, мы данные категории вводим в контекст искусства с целью облегчения ребенку понимания абстрактных понятий время и пространство.

В исследованиях Л.А.Ефимовой, изучавшей проблемы развития представлений о глубине исторического времени у детей младшего школьного возраста, время рассматривается как специальный раздражитель. Она показывает связь формирования историко-временных представлений о времени у детей с их жизненным опытом; подчеркивает роль первой сигнальной системы в развитии представлений у детей, а также овладения словом - дети начинают отвлекаться от настоящего (сегодня), думая о прошлом (вчера). Учитывая психологические особенности детей данного возраста, автор выделяет основные методы работы: сравнения наглядности (большое внимание уделяется использованию наглядности картин, рисунков, портретов), хронология и движение, например слово "далекое прошлое" - сигнал временных связей, раннее выработанных: "история", "раскопки", "племя", "царь" и т.д. В результате данного исследования автор приходит к следующему выводу: взаимодействие двух сигнальных систем составляет материальную основу всего сложнейшего процесса соединения знаний с опытом детей, в том числе и в выработке историко-временных представлений; элементарное историческое знание имеет более глубокие источники в самой жизни детей. Можно также полагать, что процесс выработки представлений о глубине исторического времени - есть выстраивание отдельных ассоциативных связей в строгие, четкие ряды ассоциаций и способствует общему развитию умственных способностей школьников, а также оказывает влияние на процесс формирования их личности. Для нашего исследования положения, выдвинутые Л.А.Ефимовой, представляют интерес, так как она впервые заявила о возможности использования произведений искусств в формировании представлений о времени и пространстве у младших школьников. Работая с дошкольниками, мы делаем попытку изучить потенциальные возможности произведений литературы и живописи как педагогического средства формирования представлений о пространстве как социокультурном понятии и о времени как личной и социальной категории.

Большой вклад в разработку проблем математического развития детей - дошкольников внесла А.М.Леушина. Разработанная ею в 40-е годы концепция формирования количественных представлений, была существенно дополнена в 60-ые и 70-ые годы за счет научно-теоретической и методической разработки проблемы развития пространственно-временных представлений у дошкольников. В дальнейшем под руководством А.М.Леушиной были разработаны содержание и методы формирования у детей пространственных и временных представлений, обучения измерению объектов, массы тел, обеспечивающие умственное и всестороннее развитие детей. Усвоение дошкольниками содержания абстрактных знаний осуществлялось в основном через усвоения практических действий. Хотелось бы отметить, что содержание математических знаний для дошкольников, в частности о времени и пространстве, в образовательных программах А.М.Леушиной было представлено достаточно полно и разнообразно. Это пополнило содержание дошкольного образования и явилось существенным отличием от образовательных программ за рубежом. Но также следует констатировать и тот факт, что основной путь формирования пространственно - временных отношений у дошкольников А.М.Леушина видела в практико - ориентированной деятельности. Наша же позиция в исследовании строится на ценностно - ориентированном и культуросообразном принципе.

Разработанная А.М. Леушиной концепция реализована в Типовой "Программе воспитания и обучения в детском саду" (М., 1987), (36.45) новые подходы к содержанию и приемам формирования - временных представлений определены на основе ряда исследований 60-70-80-ых годов (Е.Д. Рихтерман, Е. Щербакова, Н. Фунтикова и др.).

Интересны теоретические положения, методические рекомендации и опыт работы М.И.Васильевой по развитию временных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста (конец 50-х годов -начало 60-х). В работе М.И.Васильевой сформулировано положение о роли времени в регуляции поведения и деятельности ребенка. Результат работы заключается в том, что дети стали более экономно расходовать время на выполнение бытовых процессов. Эффект развития детей включал в себя как интеллектуальный, так и нравственный компонент. Достигнутые положительные результаты, подчеркивает автор, стали возможны в условиях целенаправленной работы по развитию у детей чувства времени.

В начале 70-х годов подвергся критике педагогический эксперимент К.В.Назаренко по развитию элементов начального материалистического миропонимания в процессе развития представлений о времени у детей 7-го года жизни. Автор ставил задачу сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления: "-о дне и ночи и временах года". Решению этой задачи были предпосланы "-беседы о Земле, Солнце и планетах, а также разъяснения двух движений, совершаемых нашей Землей-". В результате дети уяснили причинную зависимость чередования дня и ночи и времени года. Современные же научные исследования доказывают возможность развития у детей старшего дошкольного возраста пространственно - временных представлений как форм существования реальности. В созданной нами программе предусматривается знакомство детей с планетами Солнечной системы, временами года, частями суток, а также с различными видами пространств - водным, земным, подземным и т.п.

Т.А.Мусейибова в своей работе указывает, что дошкольный возраст можно характеризовать как начальный этап становления "теоретического" знания ребенком временных ориентировок и формирования единства чувственного и логического отношения времени. В своей работе автор опирается на психологические основы восприятия времени, изучаемые Б.Г.Ананьевым, который указывает, что отношение времени выступает в двух основных формах, одновременно являющихся и ступенями познания: непосредственной (чувственно-образной) и опосредованной (логико-понятийной). Взаимосвязь и единство этих основных форм отражения обнаруживается и в области отражения пространственно-временных отношений объективной действительности. Полученные Т.А.Мусейибовой данные свидетельствуют о недостаточном осознании детьми старшего дошкольного возраста различных единиц измерения времени и элементарно-практическом использовании их в жизни: определить, например, какой сегодня день недели, какой был вчера, будет завтра, определить число и название текущего месяца, назвать время года и перечислить относящиеся к нему месяцы и др. Особенно отчетливо обнаружилось отсутствие у детей понимание системного характера каждой отдельной единицы измерения времени, количественной ее характеристики и взаимосвязи с другими единицами или мерами измерения времени (т.е. что в неделе, например, 7 дней, а в месяце 4 недели, в году 12 месяцев и т.д.). С ее точки зрения, задача обучения должна заключаться прежде всего в том, чтобы старший дошкольник овладел знанием отдельных единиц измерения времени. Это знание должно базироваться на чувственном отражении временных отрезков различной длительности, т.е. на прочной сенсорной основе не лишенной по возможности и эмоциональной окраски. Чувственная, логическая и диалектическая их взаимосвязь - таково непременное условие развития временных ориентировок так называемого "чувства времени" у детей дошкольного возраста на высшем, "логико-понятийном" уровне отражения и ориентировки во времени. Автор утверждает, что совершенствующееся у детей отражение временных отношений должно получать выражение в разнообразной практической и интеллектуальной деятельности ребенка, в сфере его взаимоотношений с окружающими сторонами объективной действительности. Таким образом, Т.А. Мусейибова утверждает, что работа по развитию временных ориентировок у детей в детском саду должна иметь не узкоспециальное назначение, а служить эффективным средством формирования их личности в целом.

В конце 70-х годов Р.Чуднова предлагает систему обучения ориентировки во времени. При формировании знаний о временах года на занятиях автор предлагает широко использовать картинки и словесный материал: рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, а также для совершенствования знаний о временах года она разработала наглядные модели "Части суток", "Дни недели", "Времена года". Данные модели являются символами года и сезонов. При использовании данных моделей и иллюстрированного материала автор учитывает возрастные психологические особенности детей.

Т.Д.Рихтерман также раскрывает основные особенности восприятия детьми времени, уточняет задачи, предлагает интересные приемы работы. Однако она предлагает ознакомление с частями суток на наглядной основе - использование картинок с отражением деятельности детей в различные части суток, затем - предлагает пейзажные картинки, где дети ориентируются по основным природным показателям: цвет неба, положение Солнца на небосклоне, степень освещенности дня. Далее она советует перейти на условные обозначения пейзажных картинок с помощью цветовой модели, где каждое время суток обозначается определенным цветом, рекомендует также интересные приемы работы с использованием этой модели. Как обобщение знаний о времени, автор предлагает знакомить детей старшего дошкольного возраста с календарем как системой мер времени.

Е.Щербакова изучала формирование у дошкольников временных представлений и понятий, таких как сутки, неделя, год и некоторых свойств времени - одномерность, текучесть, необратимость, периодичность; а также первичной практической ориентировки во времени. Исследования Е.Щербаковой показали, что плоскостное изображение временных эталонов - в виде замкнутых циклов - искажает суть времени, как последовательности существования сменяющих друг друга явлений и не формирует у детей общего представления о диалектической зависимости будущего с прошлым через настоящее. Это, по ее мнению, главный тормоз понимания и активного овладения временными отношениями. Исходя из этого, она поставила задачу: выйти из замкнутого цикличного изображения временных эталонов к более научному, а значит, к более достоверному. Ею была решена задача создания модели времени, которая была бы проста по форме и доступна детскому пониманию по содержанию. Она разработала объемную модель времени в виде спирали, каждый виток которой в зависимости от решения конкретной дидактической задачи наглядно показывал движение изменения процессов, явлений времени. Также Е.Щербаковой была создана модель "дни недели", аналогичная первой, но отличалась тем, что ее размеры больше и один виток спирали включает семь отрезков, последовательно окрашенных в разные цвета, соотнесенных с определенными днями недели. Модель "времени года" отличается от предыдущей значительно большим размером и четырехцветным решением. Мы считаем, что данные модели могут помочь педагогам сформировать у детей представления о пространстве и времени и их основных характеристиках, так как они отражают динамичность реального момента, которую дошкольники осознают с трудом, и представляют детям возможность заглянуть в "лабораторию времени", увидеть и понять его суть.

Н.Локоть продолжила исследования Е.Щербаковой и предложила некоторое усовершенствование объемных моделей для формирования временных представлений, состоящие в том, что спираль, незнакомая дошкольникам, заменяется многослойной поверхностью. Такая модель, считает Н.Локоть, создает наглядный образ перехода ночи вчерашних суток в утро сегодняшних, а ночи текущих суток в утро завтрашних. Аналогичным образом Н.Локоть предлагает изготовить модель недели, года, взяв за основу плоские круговые модели недели, года. Однако, по нашему мнению, плоские модели не дает ребенку возможности осознать цикличность и периодичность времени, например, у ребенка может создаться впечатление, что понедельник, наступающий после воскресенья тот же самый, что был в начале прошлой недели.

В 90-х годах интерес представляют работы Е.Сербиной, Т.И.Ерофеевой, Л.И.Павловой, В.Н.Новиковой (18.25) и др. Так, Е.Сербина считает, что обучение не должно разрушать естественность жизни детей, указывает на важность знакомства детей с математическими понятиями в реальной жизни на обычных, а не изготовляемых специально предметах, чтобы ребенок увидел, что математические понятия описывают реальный мир. Она подчеркивает, что при планировании образовательного процесса необходимо включать математическое содержание в контекст традиционных видов деятельности: игры, рисования, труда, пения, движения под музыку. Мы в нашем исследовании, опираясь на данное положение Е.Сербиной, также использует произведения художественной литературы и живописи для формирования пространственно - временных представлений у дошкольников. Это позволило нам избежать фронтальных математических занятий, проводимых в традиционной форме. Включение этого содержания не разрушало деятельность детей и не лишало ее естественности познания реального мира и свободы самовыражения детьми.

При организации работы мы опирались на исследования детского психотерапевта В.И.Гарбузова, который пишет, что до 5 - 6 лет ребенок накапливает эмоциональный опыт отношений, учиться ориентироваться не только в знаках и схемах, но и в себе, в людях, в реальной жизни, в природе, что позволит ему ориентироваться в естественном, а не в искусственном мире, изображая лес, а не корабли инопланетян. В случае же раннего интенсивного развития логического мышления неправомерная стимуляция развития левого полушария головного мозга в ущерб правому - образному, творческому. В то же время, указывает В.И.Гарбузов, до шести лет должно доминировать именно образное мышление, а знаковые изображения (буквы, цифры, ноты, схемы и др.) вытесняют образы и подавляют развитие воображения. Мы в своем исследовании используем произведения искусств, в которых художником уже создана образная картина мира, и ребенок, ориентируясь на нее, создает собственные творческие произведения, отражающие пространственно - временные отношения.

Н.В.Виноградова и Т.А.Куликова исследовали развитие познавательного интереса ребёнка к окружающей его природной среде. Они считают, что ребенка необходимо знакомить с тем, что окружающий мир прекрасен не только в необычных явлениях, но и в обыденном, мимо чего проходим каждый день. Позиция этих ученых заключается в том, что знания об окружающем мире, его ценности помогут повысить эрудицию ребенка уже с дошкольного возраста, а также развить его любознательность, потребность в более глубоком и активном познании людей, природы и искусства. Авторы предлагают изучать исторические события, которые относятся к далекому прошлому, что поможет объяснить детям понятие "историческое время". Знакомство с историей своей страны, как она создавалась много веков назад, должно включать формирование некоторых исторических представлений о древних городах их рождении и развитии. В созданной нами программе "Ребенок в мире пространства и времени", мы также рассматриваем категорию "историческое время", отраженной в произведениях литературы и живописи.

В 90-е годы Т.Д.Рихтерман продолжает исследовательскую работу по проблеме развития представлений о времени, а именно, выявляет особенности понимания дошкольниками временной последовательности. Она указывает, что в старшем дошкольном возрасте такое явление как "операторное время" уже осознается ребенком. "Операторное время" понимается ею как осознание параллельности событий во времени, помогающее детям глубже осознать всеобщий характер времени. Хотелось бы отметить, что в работе Т.Д.Рихтерман изучается реальное время, разворачиваемое в параллельности событий. В нашем же исследовании это же явление рассматривается в параллельности событий, но отраженных в произведениях искусств.

Т.И.Ерофеева, Л.Н.Павлова, В.И.Новикова в своей исследовательской работе показывают важность сенсорного опыта дошкольника, принципа наглядности в обучении детей математике. Исследования данных авторов позволили нам определиться в направлении нашего исследования, так как сенсорные эталоны несут произведения искусства, обеспечивающие развитие опыта сенсорной культуры ребенка. Живопись и литература являются наиболее доступными для ребенка дошкольного возраста произведениями искусства как носители не только ценностей, но и сенсорных образцов. Как было сказано выше, данные виды искусств запечатлевают пространство и время в художественных образах, на которые дети дошкольного возраста откликаются более ярко и быстро. Это нашло подтверждение в работах Н.М.Зубаревой, Р.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой, Л.В.Компанцевой, Р.М.Чумичевой и др.

Таким образом, анализ психолого - педагогических исследований по проблеме формирования представлений о времени и пространстве у детей дошкольного возраста позволил нам прийти к выводу о том, что данная проблема нашла достаточно широкое освещение в литературе. Понятия "пространство" и "время" изучались с точки зрения естественнонаучной концепции и рассматривали их как физическое явление реального мира. Основными вопросами в исследованиях явились: особенности восприятия времени дошкольниками; педагогические условия, обеспечивающие формирование представлений о нем; освоение таких видов времени как "операторное", "календарное", "чувственное", "историческое"; измеряемость времени; система временных отношений и др. Пространство как психолого - педагогическая проблема изучалось с точки зрения выявления особенностей восприятия пространства дошкольниками, способы ориентировки с пространстве; педагогические условия развития ориентировки в пространстве; взаимосвязь представлений о пространстве и речевого обозначения его характеристик и др.

Анализ исследований позволил обнаружить противоречия между разработанностью вопроса о естественнонаучном подходе в формировании представлений о времени и пространстве у дошкольников и сложившейся культурно - исторической концепцией о времени и пространстве как носителях культурных ценностей. Современная система образования широко использует искусство как педагогически ценное средство развития личности ребенка. Именно искусство, отражающее художественный образ времени и пространства жизнедеятельности людей позволяет ребенку открыть новые культурно - философские грани данных понятий. Познание пространства и времени в культурно - исторической концепции позволяет активизировать процесс развития ребенка и закладывать основы философско - логического мышления, начиная с дошкольного детства.



Последнее редактирование: 2011-01-09

Данные о публикации:
Теоретические основы формирования пространственных и временных представлений у детей дошкольного возраста.
Starts: 2011-01-09 12:00PM
Москва
Россия

Оценить статью можно после того, как в обсуждении будет хотя бы одно сообщение.
Об авторе:
Этот материал взят из источника:
http://rspu.edu.ru/university/publish/schools/8/gl1_p3.html



Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

В предметном указателе: Базовые представления о мире | О картине мира и чем они обосн... | Основа личности | основные методы познания мира | Формирование личности | Формирование мышления | 5A5 Галереи: В основном портреты с новогоднего отпуска домой 2012. :) | Аксиоматика: Происхождение генетичес..: Основные свойства генетического кода | Биохимические основы любви закладываются в младенчестве | Будут ли расшифрованы генетические основы разума?

Последняя из новостей: О популяризации
Что скрывается за таким, казалось бы, очевидным понятием, как популяризация?..
О популяризации.

Как гены и среда влияют на уровень интеллекта
Вопрос о том, что имеет определяющее влияние на уровень интеллекта: гены или окружение, остается открытым. Вероятно, самым разумным будет следование китайской стратегии: именно упорный труд может повысить уровень интеллекта.
На этой странице:посетителейзаходов
сегодня:33
вчера:44
Всего:2353828058

Из коллекции изречений:
>>показать еще...


Авторские права сайта Fornit
Яндекс.Метрика