Относится к сборнику статей теори МВАП https://t.me/thinking_cycles
Обычно под самоидентификацией понимаетсяпроцесс, посредством которого человек осознаёт себя как уникальную личность, определяет своё "Я", свои ценности, убеждения, цели и место в обществе. Это ключевой элемент психологической идентичности, который формирует наше восприятие себя и влияет на поведение, выбор и отношения.
Развитие самоидентификации в онтогенезе
Опубликовано огромное количество эмпирических фактов исследования развития субъективного отношения личности к самому себе и окружающему.
Развитие самоидентификации происходит постепенно и проходит несколько этапов в зависимости от возрастных и социальных факторов.
Младенчество (0–2 года)
Ребёнок начинает различать себя и окружающий мир. Формируется телесное "Я" — через ощущения и взаимодействие с внешним миром. Появляется чувство безопасности и привязанности.
Дошкольный возраст (2–6 лет)
Формируется социальное "Я" — ребёнок начинает осознавать себя как отдельную личность. Развивается понимание эмоций, желаний, возможностей. Ребёнок учится называть себя по имени, использовать местоимение "я".
Младший школьный возраст (6–12 лет)
Формируется ролевое "Я" — ребёнок учится выполнять социальные роли (ученик, сын/дочь, друг). Появляется сравнение себя с другими, формируется самооценка. Важную роль играют одноклассники, учителя, родители.
Подростковый возраст (12–18 лет)
Это центральный этап формирования личностной идентичности. Подросток задаётся вопросами: «Кто я?», «Каким я хочу быть?», «Каково моё место в мире?». Формируются ценности, мировоззрение, интересы, половая идентичность. Важна идентификация с группами, кумирами, идеологиями.
Юность и взрослость
Идентичность становится более устойчивой. Происходит интеграция разных аспектов "Я" — профессиональное, семейное, социальное. Возможны кризисы (например, кризис среднего возраста), ведущие к пересмотру самоидентификации.
Патологии самоидентификации
Нарушения в формировании самоидентификации могут привести к различным психологическим и психиатрическим расстройствам.
Неустойчивая идентичность (расстройство личности, например, пограничное расстройство личности)
Человек не имеет чёткого представления о себе. Часто меняет убеждения, цели, внешность, окружение. Ощущение внутренней пустоты.
Деперсонализация
Ощущение отчуждённости от себя, как будто человек наблюдает за собой со стороны. Нарушено восприятие "Я".
Гендерная дисфория
Несоответствие между ощущаемым и биологическим полом. Может вызывать психологический дискомфорт и нарушать целостность самоидентификации.
Кризис идентичности
Часто встречается в подростковом и юношеском возрасте. Проявляется в растерянности, тревоге, неопределённости в жизненных целях.
Идентификационные синдромы
Патологическое отождествление с кем-либо или чем-либо (например, симбиоз с родителем, фанатизм, зависимость от группы).
Основы самоидентификации
Фактические данные говорят о том, что процесс формирования субъективной самоидентификации на любом его этапе учитывает множество особенностей тела, его наследственно предопределенных реакций (в том числе особенности потенциала осознания, который определяется наследственно), авторитарного и социального влияния, субъективной оценке последствий своих реакций.
В конечном счете результат самоидентификации зависит от состояния семантической памяти (модели понимания: fornit.ru/69260) и эпизодической памяти (правила поведения и оценка последствий: fornit.ru/67560), а также от возможностей наследственно предопределенного потенциала осмысления (fornit.ru/68522), определяющего результаты осознаваемой рефлексии (fornit.ru/68540).
При этом автоматизмы (рефлексы, созданные в процессе осмысления), как моторные (fornit.ru/70162), так и ментальные (fornit.ru/70828) не входят в систему субъективной модели понимания самого себя и не составляют элементы самоидентификации, потому что все, совершаемое на уровне рефлексов, тем самым происходит вне процесса осмысления (осмысление актуального стимула подавляют все рефлексы для текущих условий и ситуации).
Все это очень сложный и постепенный процесс формирования личных адаптивных, который описан в монографии (fornit.ru/68715), начиная с самых базовых механизмов гомеостатической регуляции.
Основой самоидентификации в процессе формирования в онтогенезе является механизм определения текущего состояния жизненных параметров (дифференциатор состояния организма: fornit.ru/70332) для начальной регуляции через базовые стили поведения (пищевое, половое, поисковое, оборонительное и т.п.), которые на уровне психики представлены в виде эмоций (fornit.ru/70312).
Важно то, что любые реакции на уровне психики строятся на основе эгоцентрической значимости (fornit.ru/70018), потому что исходит из текущего состояния организма и необходимости восстановления нормы жизненных параметров (без чего живое становится мертвым).
Хотя авторитарно и социально навязываемая значимость может оказываться вопреки личному эгоцентризму, но как только возникают сомнения, модель понимания на основе такой значимости подвергается проверке на личном опыте, после чего приводится к соответствию с эгоцентрической значимостью.
Сомнение — это психологический сигнал диссонанса между внешними установками и внутренней моделью.
Значимость — это не просто оценка, а внутренний сенсорный сигнал, который активирует мотивационные системы и направляет поведение (fornit.ru/66643).
В конечном счете выбор решения зависит от осознанной значимости конечной цели и выполняется вопреки негативным промежуточным шагам реализации достижения цели. Это соответствует гомеостатической регуляции на уровне психики на основе семантической и эпизодической памяти.
Если модели понимания (в том числе модель понимания самого себя) нарушается органически или психологически, теряется сохраненные ассоциации значимостей, то возникает одна из патологий идентификации. Обстоятельства, которые порождают сомнения в имеющейся модели идентификации, могут исключить ее из процессов осмысления с появлением симптоматики нарушения идентификации.
Любое изменение системы значимостей в моделях понимания под действием новых обстоятельств порождает ту или иную степень нарушения идентификации, зависящую от того, насколько глубоко корректируется иерархия моделей понимания. Мы постоянно меняемся с каждым такими процессами и нельзя сказать, а где же мы были настоящими, верно характеризующими “Я”. Таким образом, "Я" не фиксировано, оно динамично и меняется в зависимости от контекста и осмысления. Для нас неважно, где мы настоящие, хотя мысль об этом может порождать новые коррекции моделей понимания. Для нас важно, если наши решения порождают позитивную эгоцентрическую значимость (мы все сделали правильно) или когда возникает негативная значимость (мы ошиблись).
В книге “Сирены Титана” Курта Воннегута герой подвергается амнезии, забывая все про себя, но это не уничтожает его как личность, а лишь заставляет строить новую жизнь с новыми правилами.
Когда детство переходит во взрослую жизнь, детская модель “Я” более не используется. Ребенок в нас умирает, но мы не воспринимаем это как смерть и трагедию, лишь ностальгически грустя. Так в течение жизни одного тела сменяется несколько кардинально разных моделей “Я”. А в течение жизни одной культуры точно так же в ней сменяется множество носителей самых разных “Я”, имеющий общую составляющую социальной идентификации данной культуры. Из древней культуры камнеобрабатывающих язычников возникает новая культура, не нарушаая преемственность и общее развитие.
Индивидуальная идентичность — это не статичное ‘Я’, а процесс, в котором одна модель ‘Я’ сменяется другой. То же самое происходит и в культуре: сменяются поколения, но в культуре сохраняется система основных значимостей и идентификации, подвергаясь своей постепенной коррекции условиями существования и опытом. Таким образом, как личность, так и культура существуют не в виде фиксированных сущностей, а как динамические модели, основанные на преемственности и осмыслении опыта.
Первоосновы субъективного
Какими бы ни были сложными абстракции (fornit.ru/69260), которыми мы оперируем ментально, они представляют собой образования на основе всего трех видов эгоцентрической значимости: состояния Норма, Плохо и Хорошо. Абстракция, не связанная с такими состояниями, оказывается бессмысленно неопределенной (значимость придает смысл) и вырождается из абстрактного в категорийное понятие, т.е. более общее и многозначительное.
На основе этих трех базовых абстракций строятся более сложные, которые соответствуют эмоциональным контекстам (на уровне базового гомеостаза, представленных стилями поведения): пищевое, половое, поисковое, оборонительное, агрессивное и т.п. Весь спектр живых существ обладает такими основными абстракциями.
У любых абстракций есть особое свойство, отличающее их от физической сущности объективного: тождественность.
В программировании есть знак равенства, который обычно обозначается как “==” и есть знак тождества: “===”. Когда мы имеем два физических гвоздя, схожих по внешнему виду, мы можем написать: “Гвоздь1 == гвоздь2”, условно обозначая, что они равны в рамках учитываемых свойств. Но в объективной реальности это два разных вещественных тела.
В субъективной реальности понятие гвоздь не просто равно всем другим понятиям гвоздь, они тождественны, т.е. – это одна и та же абстракция. Так, абстракция “единица” единственна для всех субъектов, которые ее используют, это – одна и так же основа модели понимания, где базовая абстракция “единица” связывается с различными значимостями для разных условий: единица в дневнике ученика, единственный рубль в кошельке, единственная женщина у мужика.
У всего спектра живых (fornit.ru/68827) существ есть базовые абстракции, начиная с трех базовых и многих эмоциональных. Все живые существа совершенно тождественно переживают эти абстракции. – основу их системы значимости. В их процессах осмысления могут быть более сложные абстракции, основанные на элементах более простых, но базовые абстракции у них обязательно тождественны, определяя свойства живого по отношению к мертвому. То, насколько много общего у разных живых существ, определяет возможности их эмпатийного взаимопонимания.
Это проиллюстрировано мысленной картиной: fornit.ru/68390. Более обстоятельно об этом: fornit.ru/sb1. Литературная интерпретация fornit.ru/31007 позволяет зримо оценить модель представлений о тождественности абстракций.
Если бы был телепортатор, который уничтожает человека в точке отправления и собирает его точную (вплоть до элементарных частиц) копию, то с точки зрения аналогии с двумя одинаковыми гвоздями, это были бы всего лишь копии и одно убийство. Но с точки зрения тождества субъективной картины – это было бы логичным и приемлемым способом перемещения и даже не обязательно копировать с точностью до элементарных частиц. Наш разум каждую ночь исчезает и появляется поутру, не говоря про глубокий наркоз, воссоздаваясь на основе эпизодической памяти (и еще нескольких видов более простой и мене долговечной памяти) в определенной макро-конфигурации нашего тела, которое обновляется полностью в течении 7-10 лет, кроме нейронов, которые в гиппокампе (там, где сохраняются эпизоды памяти: fornit.ru/70648) погибают со скоростью 0,1–0,5% нейронов в год и образуются новые до нескольких тысяч в день.
В системе индивидуальной адаптивности психики можно выделить область взаимосвязанных механизмов, которая обеспечивает главную функциональность психики (fornit.ru/70546), проявляющую себя в субъективных переживаниях как “центр самоидентификации”: fornit.ru/70640.
Мы все – одна и та же система абстрактных переживаний
Мы все появляемся на свет в разных наследственных конфигурациях, подвергаемся воздействию разных обстоятельств и социального окружения. К моменту начала формирования психики у нас есть один и тот же тождественный набор базовых состояний и контекстов реагирования, на основе которого формируются все базовые абстракции. Поэтому наши переживания в своей основе совершенно тождественны (fornit.ru/160). Они обрастают особенностями с каждым новым актуальным стимулом и его осмыслением, порождая более сложные абстракции. Множество таких абстракций так же оказываются тождественными, образуя общий культурный слой взаимопонимания.
Это похоже на то, как в зрительной коре из графических примитивов (точек, линий, окружностей) образуются более сложные образы, вплоть до самых уникальных.
Наши переживания кажутся нам уникальными и не повторимым, но они в своем большинстве такие же как у многих других, не просто похожи, а тождественны им. Тем самым можно сказать, что наши переживания не уникальны в определенной их составляющей части.
Если бы вдруг нам удалось заглянуть в мир другого человека или любого другого животного, то оказалось бы, что там есть ровно те же мысли, ничем не отличимые от наших. Мы не уникальны — мы тождественны во многом более того, чем каждый из нас тождественен другим периодам в своей жизни.
У каждого из нас есть множество потенциальных “Я”, которые не реализовались, потому что мы родились в другой семье, не выбрали другую профессию, не встретили определённых людей, не приняли те или иные решения. И вокруг нас живут люди, воплотившие в жизнь те “Я”, которыми могли бы быть мы. Таким образом, каждый человек — это зеркало возможного “Я”. Вокруг нас живут не чужие, а разные версии нас самих.
Самоидентификация — это не уникальная субъективная конструкция, а результат работы общей системы адаптивных абстракций. Это указывает на единство сознания как явления, несмотря на разнообразие форм.
Понимание, что наша боль не уникальна, а часть общего человеческого опыта, может снизить изоляцию, тревогу, чувство отчуждения.
Вокруг нас, в этот самый момент, живут не просто другие люди — живут другие варианты нашего “Я”. Те, кем мы могли бы быть. Те, кем мы были бы, если бы обстоятельства сложились иначе. Они носят разные имена, говорят на других языках, живут в других домах, но в основе их субъективного опыта — те же базовые абстракции, те же значимости, те же смыслы. Мы не уникальны. Мы — вариации одного и того же “Я”, живущие в разных условиях. И это делает нас не разными, а близкими.
Nick Fornit
19 Jul 2025