Относится к сборнику статей теори МВАП https://t.me/thinking_cycles
Большинство наших повседневных действий совершаются не в результате тщательного размышления, а благодаря автоматизмам —устойчивым стреотипам поведения, выработаннымопытом. Онипозволяютнамэффективнофункционироватьвзнакомыхситуациях, нетратякогнитивныересурсынапереосмыслениеужеотработанныхрешений. Однакодажеврамкахтакихавтоматизированныхдействийсохраняется общий смысловой контекст —внутреннеепониманиетого, зачем мы делаем то, что делаем, который всегда информирует о том, зачем в общем совершаются действия.
Бывают ситуации, когда новизна путает привычные стереотипы, становится непонятно, что вообще нужно делать и начинается совершение беспорядочных попыток хоть что-то сделать. Это ощущается как растерянность и опрометчивость дерганий, что опытом отмечается отрицательными последствиями в кадрах исторической памяти. Опыт подсказывает, что в таких случаях лучше прекратить метаться и хорошо сначала подумать. Необходимо задать себе вопрос: «Что здесь действительно важно? Какова моя цель?». Важно, чтобы сформировался общий смысл ответных действий, который бы своим контекстом направлял отдельные действия, согласованные этим смыслом в общий целевой контекст.
Тема действий – как структура информированности
Смысл – это осознаваемая значимость образа, которая ассоциируется (привязывается) к этому образу в данных условиях (fornit.ru/66643). Образ, связанный со значимостью, составляет абстракцию, свободную от влияния внешних факторов, позволяющую сознательно оперировать с ней произвольно, что и создает субъективное переживание понимания ситуации (fornit.ru/69260).
Абстракция, вынесенная на глобальный уровень вне процессов осознания, составляет элемент информированности процесса осознания (fornit.ru/68540), тот контекст, который позволяет выбирать текущий шаг осознания актуального стимула в итерации 1) приближения к цели (целевой режим осознания: fornit.ru/68516) или 2) бесцельному формированию сценариев по векторам значимости эпизодов исторической памяти (пассивный режим осознания: fornit.ru/68279). Информация, возникающая в результате каждого шага осознания, обновляет общую картину информированности, задавая свежий контекст для выбора следующего шага (fornit.ru/69385).
Но есть ячейки глобальной инфокартины, которые сохраняют старые значения, пока станет необходимым их обновить. В первую очередь это – ячейки общего настроения (плохо, норма или хорошо), затем – ячейка эмоционального состояния (fornit.ru/70332). Это обеспечивает наиболее общую тему циклов осмысления.
Эволюция адаптивности постепенно добавляет все новые специфические удержатели контекста темы, влияющие на направление шагов осознания. Появляются такие темы как: “я играю”, “я разговариваю с другом (врагом)”, “как лучше было прореагировать, чтобы не получить негатив”, “навести порядок в жилище”, “заняться защитой и подготовкой к нападению.”, “придумать, что приготовить на обед” и т.д.
Может быть образовано сколь угодно много абстрактных образов, связанных с их значимостью в данных условиях, которые могут активизироваться как тема и в ячейке темы инфокартины появиться определенное значение идентификатора абстракции темы. Поэтому любая из существующих абстракций может стать текущей темой.
Абстракция, обозначающая системную модель понимания, может обеспечивать контекст для восприятия текущего актуального образа и возможные связи с другими элементами, которые ранее были связаны с моделью взаимодействий элементов модели.
Так, образ “приготовление пирога”, становясь темой, на первых же шагах осмысления активирует семантическую модель понимания, выбирая из исторической памяти все эпизоды, связанные с центральным образом модели (fornit.ru/69260), и все детали восприятия кулинарного процесса становятся понятными и влияют на ветвления действий, согласно модели понимания. Всё это происходит без необходимости пошагового анализа, потому что модель уже содержит логику взаимосвязей между элементами кулинарного процесса.
Если у человека активируется тема “обсуждение квантовой механики”, то у него с первых же шагов осмысления актуализируется эта модель понимания, придавая смысл всему в ходе обсуждения и направляя ее по возникающим локальным целям.
Роль исторической памяти пережитого опыта
Историческая память (fornit.ru/67560) зрелого возраста (т.е. уже полноценно отражающая имеющиеся механизмы психики) в каждом эпизоде сохраняет сочетания Стимул - Ответная реакция - Эффект (значимость: польза или вред). Это прямо отражает логику причин и следствий реальности и в виде опыта Правил поведения. Память фиксирует такие Правила для определенных условий, в которых они и проявились как причина и следствие.
Ответная реакция сохраняется не как полное описание действия, а как идентификатор пускового элемента — начала цепочки, которая может включать неограниченное число последовательных фаз. Каждая фаза запускается только после завершения предыдущей, и вся цепочка может ветвиться в зависимости от изменяющихся условий.
Далее цепочка может иметь неограниченное число звеньев последовательности фаз действий, каждое последующее из которых совершается после выполнения предыдущего. У взрослого человека это могут быть программы действий вроде: “помыть посуду” причем цепочка может ветвиться в соответствии с меняющимися условиями: видов взятой посуды и степенью ее очистки, что не требует привлечения глубоких уровней осознанного внимания. Цепочкой может быть: “сыграть определенный фрагмент первого концерта Вивальди” или “наизусть прочесть поэму Пушкина” или “поговорить с подружкой о всяком” или даже “попробовать найти решение математической задачки автора телеграм-канала”.
Автоматизмы
Изолированные автоматизмы выполняются вне сознания. Они могут иметь ветвления от условий (активности конечных образов восприятия в данном контексте) и ситуации, но только для тех условий, в которых возможно их выполнение.
В отличие от ветвления цепочек безусловных рефлексов (инстинктов), где условия ветвления закреплены наследственно в древних структурах мозга, конечные образы неокортекса формируются в онтогенезе. Это значит, что у автоматизмов должна быть своя, особая структура, которая определяет, для каких именно активных конечных образов возможен запуск цепочки действий. В структуре автоматизма есть стартовый образ начального действия и связанные между собой последующие фазы действия, каждая из которых выполняется после отработки предыдущей. Активный образ действий текущей фазы определяет в каком месте цепочки идет ее выполнение.
Такая структура не может быть в составе исторической памяти, но там может быть идентификатор структуры, который и определяет все возможности структуры - метка, по которой сознание может «вызвать» готовую программу действий.
При смене условий, если активным оказывается конечный узел ветки дерева условий (конечный образ), для которого есть привязка к данному автоматизму, он продолжает выполняться в этих изменившихся условиях, но т.к. раньше такая цепочка была осознаваемой, то эти условия учтены и автоматизм может продолжиться с некоторыми особенностями, делающими его адекватным данным условиям.
Если конечный образ перестал быть активным, то автоматизм может продолжить выполнение, если его не перекрывает другой автоматизм от другого активного образа. В новых условиях такого автоматизма нет и если актуальность образа оказывается достаточной, то подключается канал осознанного внимания.
Можно заместить, что привычные действия становится невозможными в новой обстановке и приходится осознанно пытаться найти подходящее решение.
Если человек попал в другое окружение, например, впервые зашел в тюремную камеру с другими заключенными, то весь его опыт оказывается сомнительным и человек оказывается в нерешительности.
Научившись танцевать дома, не получится так же хорошо сделать это в зале со множеством зрителей.
Отработав поединки в спортивном зале, в условиях уличной драки,где отсутствуют правила, судьи и безопасное пространство, оказывается, что требуется совсем другой опыт.
Таким образом, автоматизмы — это не просто «программы на автопилоте», а онтогенетически сформированные структуры, привязанные к конкретным конечным образам и ограниченные рамками условий, в которых они возникли. Их эффективность — велика в знакомом мире, но хрупка перед лицом подлинной новизны. Именно в этих точках перелома и проявляется подлинная функция осознанности: не управлять каждым шагом, а восстанавливать смысл, когда привычные пути исчезают.
Динамика автоматизмов и осознанности
Общая целевая направленность любых цепочек действия следует тематическим контекстам всех уровней (настроение, эмоция, абстракция) и ветвится согласно изменению условий, потому что для каждого конечного образа (fornit.ru/70785) в данной привычной ситуации к нему уже привязан отработанный и надежный автоматизм.
Это автоматизм может выполняться, совершенно не затрагивая канала осознанного внимания (fornit.ru/70759) или конечный образ ситуации может оказаться наиболее актуальным стимулом привлечения осознанного внимания и тогда он будет переживания, как минимум, на первом уровне процесса осознания, т.е. отслеживаться на предмет проверки его приемлемости в данных условиях (раз было привлечено внимание, значит были компоненты новизны ситуации). В случае сомнений на первом уровне осознания, на более глубоком уровне происходит использование исторической памяти, чтобы подобрать наиболее позитивные правила ответного действия. И тогда цепочка привычной последовательности может изменить свое продолжение.
Если и на уровне правил сохраненного опыта нет подходящего решения, отвечающего теме и цели, то процесс осознания углубляется в более сложные и ресурсоемкие механизмы поиска решения. При этом цепочка действия прерывается. Сознание выходит из режима выполнения и переходит в режим поиска и проектирования. Действие может вообще не продолжиться, если решение не найдено и перенесено на будущее (как гештальт: fornit.ru/69108)— с возможностью возврата к ней позже, когда появятся новые данные, ресурсы или контекст.
Таким образом, поведение взрослого человека — это динамическое равновесие между эффективными автоматизмами, гибкими правилами опыта и осознанным поиском смысла в условиях неопределённости. Именно эта архитектура позволяет нам действовать быстро в привычном мире и одновременно оставаться открытыми к новому — без паники, но и без инерции.
В итоге
В статье ясно показывается принцип взаимодействия основных компонентов сознания, демонстрирующий как реализуются даже самые сложные поведенческие последовательности действий. Прямое следствие: только Тема, поддерживаемая в инфокартине способна консолидировать множество действий в общую контролируемую систему. Все остальное, что происходит на чистом автомате, оказывается отрывочным и локальным. Можно пытаться контролировать множество разных действий одновременно, но только те, что имеют активную тему, оказываются целостными, даже если происходят быстрые переключения осознанного внимания.
Тема – одна в структуре Настроение-Эмоция-Абстракция. Конечно, можно отрепетировать очень хорошие автоматизмы типа исполнение песни голосом при игре на скрипке с подтанцовкой и все это совместить, но это будут просто самостоятельные, изолированные цепочки, которые при одновременном исполнении окажутся невосприимчивы в деталях к изменению условий исполнения. Если лопнет струна, он может растеряться, потому что каждая цепочка (игра, пение, движения) — изолирована. Но если это было только исполнение на скрипке, то при достаточном опыте он мог бы начать играть в верхних позициях на оставшейся струне или перейти на а капелла.
Хотя даже изолированные цепочки могут быть адаптированы к смене условий, они лишены преимущества найти решение осмыслено в новых условиях.
Простой пример: вы идёте по улице и вдруг видите, что ваш автобус уезжает.
Изолированный автоматизм: «Бежать к остановке».
Цепочка без темы: Вы бежите, спотыкаетесь, ругаетесь — действия хаотичны, потому что нет общей цели, кроме «догнать».
С темой в инфокартине: «Мне важно вовремя попасть на работу» - вы осознанно решаете, что лучше:
– вызвать такси,
– написать коллеге,
– пересесть на другой маршрут.
Это осмысленная адаптация, невозможная без активной темы.
Nick Fornit
17 Oct 2025