Относится к сборнику статей теори МВАП https://t.me/thinking_cycles
Идиот— в Древней Греции гражданин, живущий в отрыве от общественной жизни, как бы по своим понятиям.
Идиот в клинической практике – человек, страдающий идиотией - крайней степенью олигофрении, слабоумием.
В обиходе идиотом называют человека, совершающего немотивированные, неразумные поступки, которые приводят к дурным последствиям или мешают ему и другим жить нормально.
Иногда употребляется термин «учёные идиоты» (устаревшая конструкция) для описания людей с аутизмом или синдромом Вильямса, которые отличаются задержкой в развитии речи или интеллекта в целом, но при этом имеют необычные способности в арифметике, рисовании или музыке.
В современной научной психологии и социологии не существует единого, общепринятого определения "идиота".
Сегодня, когда мы говорим "идиотизм" в быту или даже в публицистике, мы почти никогда не имеем в виду клиническую идиотию. Мы описываем определённый стиль мышления и поведения, для которого характерны некритичность, ригидность, игнорирование реальности и примитивность суждений.
"Идиотизм" в современной культуре – это часто синоним иррационального, противоречащего здравому смыслу поведения, которое, тем не менее, массово воспроизводится. Например, потребительский идиотизм (покупка ненужных вещей), бюрократический идиотизм (следование бессмысленным инструкциям) и т.д. Говоря сегодня об "идиотизме" как о психическом явлении, правильнее рассматривать его не как болезнь, а как дефицит критического мышления, который может быть временным состоянием или устойчивой чертой личности, сильно затрудняющей адекватное взаимодействие с реальностью.
Достоевский в своем романе “Идиот” не просто использовал слово, он совершил его глубинную концептуальную трансформацию. Князь Мышкин — это живое опровержение ситуативного идиотизма. Его стиль поведения — это перманентная, осознанная рефлективность в мире, который требует импульсивности.
Общество требует лжи, интриг, масок, быстрых и выгодных решений, социальных ритуалов. Мышкин предлагает правду, прямоту, искренность, глубокое обдумывание, сострадание. Он постоянно «задумывается», его реакции замедленны, он анализирует нравственные последствия.
С точки зрения светского общества (например, в салоне Епанчиных) его поведение воспринимается как «идиотизм» — как неадекватный, социально неприемлемый, «глупый» стиль. Но Достоевский показывает, что это общество, с его импульсивными страстями, жаждой наживы и тщеславия, и есть настоящее царство ситуативного идиотизма, где люди постоянно совершают безрассудные поступки, не требующие рефлективности (вспомним пари Настасьи Филипповны с деньгами в камине).
Таким образом, название романа — это ирония и вызов. Истинным «идиотом» в нашем, ситуативном смысле, является не Мышкин, а окружающий его мир.
Если есть определённый стиль мышления и поведения, для которого характерны некритичность, ригидность, игнорирование реальности и примитивность суждений, то для такого стиля в его описании в предметных областях наук должен быть подходящий термин. В народе говорит о "неадеквате" и "идиоте" как характеризующие склонность к порочному стилю поведения.
Существующие альтернативы словесному выражению явления такие как “расстройство личности”, “шизофрения”, “дисфункциональные установки” и т.п. отражают некие постоянные проблемы личности, и они не подходят как термин для специфического стиля поведения в определенных ситуациях. Этот стиль можно охарактеризовать как состояние сниженной когнитивной эффективности, отличающиеся от устоявшейся социальной нормы и соответствующей этики. Это не то, что считается нормой большинством или в привычной (автоматической, без осознания) оценке, а то, что можно выделить именно осознанно, рассматривая конкретные акты поведения и их приемлемость в определенной ситуации данной культуры. Можно сказать, что это проявления безрассудной попытки действовать в то время, как ситуация требует задуматься и тщательно все взвесить, на что часто просто не хватает времени и воли.
Это когнитивная черта, которая ярко проявляется в стрессовых ситуациях. Человек с нетерпимостью к иному мнению испытывает сильный дискомфорт от неясности и стремится любым способом ее устранить — часто за счет поспешных, ригидных и неоптимальных решений. Он предпочитает плохое, но быстрое решение хорошему, но требующему выдержки и размышлений. Это срыв механизмов саморегуляции в сложных условиях, который обычно не замечается самим человеком.
Использование слова «идиотизм» в качестве научного термина является крайне провокационным, потому что до сих пор это слово склонны воспринимать не в понимании Достоевского, а в клиническом стиле. Поэтому этот термин следует всегда сопровождать ссылкой на данную статью с коротким пояснением, что “идиотизм“ здесь – не оценка человека, а обозначение выбранного стиля реагирования в ситуации с новизной. Или не применять этот термин, а деликатно заменять его более полным описанием. Вместо "идиотизм" — "Ситуативная импульсивность","Когнитивная ригидность в условиях новизны","Рефлексивный срыв" и т.п.
В психологии выделяют импульсивный когнитивный стиль, который характеризуется быстрыми, необдуманными реакциями при высокой частоте ошибок. Человек действует по принципу «сделать сейчас, подумать потом». И тогда идиотизм — это ситуативное доминирование импульсивного стиля в условиях, которые объективно требуют рефлективности. Это короткое, интуитивное понятное и наиболее подходящее слово, которые может быть использовано как термин.
Идиотизм — это ситуативное доминирование импульсивного стиля в условиях, которые объективно требуют рефлективности.
Это слово прекрасно описывает огромный пласт человеческих ошибок — от бытовых ссор до глобальных управленческих провалов — где корень проблемы не в глупости как таковой, а в трагическом или комическом несоответствии когнитивного стиля давлению обстоятельств.
Идиотизм оказывается спецификой использования опыта в условиях значимой новизны. Вариант – глубокое размышление и исследование противопоставляется предпочтению привычного реагирования невзирая на значимый компонент новизны в ситуации. В условиях нехватки времени или нежелания делать волевое усилие предпочтение отдается первому варианту – отслеживающее осмысление без погружения в сложные уровни. Понятно, что чем человек более опытен в возникшей специфике, тем более приемлем оказывается его даже скоропалительный вывод. И в то же время тем лучше он осознает, что эта скоропалительность явно маскирует множество неучтенных моментов. Это прямой выход к сути и механизму эффекта Даннинга-Крюгера (fornit.ru/70928).
Ситуативный идиотизм — это когнитивная стратегия, характеризующаяся применением редуцированной (упрощенной) модели поведения, адекватной для прошлого опыта, в условиях, содержащих значимый компонент новизны, что приводит к игнорированию этой новизны и, как следствие, к неадекватному результату.
Таким образом, предложенный термин не просто дает однословное обозначение психологической концепции импульсивно-когнитивного стиля, а является специфическим термином теории .
Как вывод из сказанного: все мы бываем иногда идиотами (fornit.ru/67348). И чем новее, неожиданнее ситуация, чем меньше у нас опыта в таких условиях, тем больший идиотизм мы проявляем.
Идиотизм — это не диагноз для избранных, а универсальный человеческий риск, обратная сторона механизма когнитивной экономии.
Нет человека, застрахованного от ситуативного идиотизма. Любой, даже самый рефлексивный человек, в условиях крайней усталости, стресса, цейтнота или столкновения с абсолютно неизвестным, может "свалиться" в импульсивный, шаблонный режим, игнорируя значимую новизну.
Вероятность и глубина проявления "идиотизма" прямо пропорциональна степени новизны и обратно пропорциональна релевантному опыту. Чем беспрецедентнее для нас ситуация, тем примитивнее будут наши первые попытки с ней справиться.
Признание этого факта — мощнейший антидот против самомнения и непогрешимости.Способность признать в себе потенциального "идиота" в новой ситуации — это и есть первый шаг к тому, чтобы им не стать.Это акт интеллектуальной честности и основа для настоящего роста.
В рамках социального взаимодействия идиотизм становится массовым трендом общения. Легкость суждения о том, кто виноват и решений о наказании даже правоохранительных органов, легковесность доводов даже в научных статьях (что демонстрируется комментариями сборника материалов научной конференции: fornit.ru/71287), политическое перетягивание одела влияния – все это становится все более зрелым абсурдом с трагическими последствиями.
Чем более общая культура становится теснее с развитием технической коммуникабельности, тем больше в ней поводов для проявления идиотизма участвующих в такой коммуникабельности. Появление соцсетей и приведение людей к общему знаменателю понятий и новой этики оказывается мощнейшим источником и рассадником идиотизма, который становится социальным явлением.
Исследователи констатируют все более массовое распространение идиотизма и, как следствие, оскудение индивидуального когнитивного развития? Всерьез говорят о «Цифровом слабоумии» и клиповом мышлении.
Исследования показывают, что привычка к многозадачности и постоянному скроллингу короткого контента тренирует «систему 1» (быстрое, автоматическое мышление) по Д. Канеману и ослабляет «систему 2» (медленное, аналитическое). Формируется клиповое мышление — неспособность долго удерживать внимание на одной задаче, воспринимать сложные, многоплановые тексты.
Постоянный информационный шум и отвлечения перегружают рабочую память — ключевой ресурс для сложных когнитивных операций. Исследователи отмечают, что это ведет к трудностям в построении логических цепочек и проверке гипотез, то есть к ослаблению метакогнитивных навыков.
Данные о политической поляризации (Pew Research Center и др.) четко показывают, как общество раскалывается на враждебные лагеря, мыслящие упрощенными штампами. Это прямое свидетельство массового «идиотизма» — ригидного применения простых идеологических шаблонов к сложным социальным проблемам.
Кризис публичного дискурса показывает, что аргументированная полемика вытесняется эмоциональными выпадами, мемами и личными оскорблениями. Это среда, где рефлексивная позиция не имеет конкурентных преимуществ, а часто и вовсе подвергается осмеянию.
Международные исследования (например, PISA) фиксируют, что несмотря на рост формального образования, многие школьники демонстрируют неспособность применять знания для решения практических жизненных задач. Они владеют информацией, но не умеют ею гибко оперировать в новых условиях — ключевой признак нашего определения.
Преподаватели во всем мире отмечают, что студентам все сложнее читать длинные тексты, конспектировать, вести самостоятельное исследование. Система вынуждена упрощать подачу материала, подстраиваясь под новый когнитивный стиль, тем самым закрепляя его.
Философы предупреждают о распаде большой общей картины мира на набор частных, упрощенных «мифологий» (конспирология, лженаука, радикальные идеологии). Это знаменует собой отказ от сложности, рефлексии и рациональности как культурных идеалов.
Феномен, когда объективные факты имеют меньшее влияние на общественное мнение, чем апелляции к эмоциям и личным убеждениям, — это триумф ситуативного идиотизма как массовой практики.
Массовый «идиотизм» не просто распространяется — он подавляет и атрофирует саму способность к развитию. Среда не требует усилий. Зачем строить сложную ментальную модель, если успех (лайки, одобрение в группе) достигается простыми, шаблонными реакциями.
Из-за отсутствия корректной обратной связи в «эхо-камерах» ошибочные и примитивные модели не сталкиваются с опровергающей реальностью. Ошибка не осознается, а значит, нет стимула для обучения и пересмотра моделей.
Чтобы осознать свою неправоту и глубину невежества (преодолеть эффект Даннинга-Крюгера), нужен уже достаточно развитый когнитивный аппарат. Если он с детства не тренируется, человек попадает в ловушку: у него просто нет инструмента, чтобы понять, что его мышление неадекватно.
Вывод исследователей: мы наблюдаем не просто эпидемию глупости, а системный сдвиг в когнитивном ландшафте человечества. Технологии, призванные усиливать разум, в их нынешнем виде создали среду, которая систематически поощряет и закрепляет «ситуативный идиотизм», делая его доминирующим стилем мышления для миллионов. Это ведет не к оскудению отдельных личностей, а к деградации когнитивной экосистемы в целом, в которой новым поколениям все сложнее развивать и поддерживать сложное, рефлексивное мышление.
Подавляющее большинство людей в подавляющем большинстве повседневных ситуаций предпочитает энергосберегающий, импульсивный стиль мышления рефлексивному. Большинство людей склонны переоценивать свою компетентность в сложных вопросах. Со стороны это выглядит как уверенное использование примитивных моделей для анализа явлений, в которых они не разбираются.
В своих «пузырях» люди видят, что все мыслят одинаково упрощенно. Их стиль мышления постоянно подтверждается и одобряется референтной группой. Нет стимула его менять.
Культура немедленного удовлетворения:Современная культура поощряет быстрые результаты и мгновенные ответы. Рефлексия требует времени и не дает сиюминутного «дофаминового» вознаграждения.
«95%» - этоситуативная, а не постоянная характеристика. это не 95% людей, которые всегда и во всем глупы. Это показатель того, что в95% повседневных ситуаций, требующих осмысления (политический спор, оценка новости, принятие финансового решения, воспитательный момент), средний человекпредпочитает не включать рефлексивный режим, а действует на автопилоте привычных схем, клише и эмоций.
Профессор физики может демонстрировать «идиотизм» в споре о воспитании детей, а гениальный художник — в вопросах финансов. «Закон 95%» констатирует всеобщую уязвимость, а не врожденную глупость.
Кто тогда входит в «5%»? Это не обязательно гении. Это люди, которые в силупривычки, тренировки или профессиональной деформациивыработали в себевнутреннего «наблюдателя», который в ключевые моменты задает вопросы:
· «А не ошибаюсь ли я?»
· «Что я могу не учитывать?»
· «Достаточно ли я знаю, чтобы иметь уверенное мнение?»
· «Какие у этого могут быть последствия?»
Это люди, которыедобровольно принимают на себя когнитивную нагрузку, от которой бежит большинство.
«Закон 95%» — это не статистика, аметафора состояния культуры. Он ярко иллюстрирует, что доминирующей психической активностью в современном обществе становится не критическое осмысление, аритуализированное, шаблонное потребление и производство контента и реакций.
Это закон не о глупости, а окогнитивной лени как массовом выборе, который системно поощряется всей архитектурой нашей цифровой цивилизации. И самое тревожное в этом «законе» — то, что он имеет свойство самоисполняться: воспитывая новые поколения в этой среде, мы приближаем условные 95% к статистической реальности.
Но это состояние культуры напрямую способствует оглуплению социума, а это уже поддается статистической оценке.
По данным PISA (Programme for International Student Assessment во многих развитых странах, несмотря на рост инвестиций в образование, результаты по чтению, математике и естественным наукам демонстрируют стагнацию или спад. Особенно тревожный тренд — падение способности работать с текстом: находить скрытый смысл, отличать факты от мнений, критически оценивать информацию. Это прямое свидетельство ослабления рефлексивных навыков.
Хотя IQ в целом растет от поколения к поколению (эффект Флинна), появляются данные о его замедлении или даже развороте в некоторых странах. Более важны исследования, показывающие снижение показателей рабочей памяти и способности к концентрации вниманияу молодых людей, выросших в эпоху цифровых технологий. Это фундаментальные «процессорные» мощности, необходимые для рефлексии.
Алгоритмический анализ миллионов постов показывает, что поляризацию и враждебность между группами обеспечивает не столько аргументированная критика, сколькоэмоциональная окраска, использование обобщающих ярлыков и личных оскорблений. Доля конструктивного, содержательного обмена мнениями в общем объеме высказываний неуклонно снижается. Это статистически измеряемое вытеснение сложности примитивностью.
Cамый большой вклад в этот процесс упадка вносят социальные сети, нацеленные на рекламу (фабрика по производству идиотизма), сама реклама, которая всегда обман и взаимоотношения бизнес-потребители - прямое следствие бизнес-модели, построенной на эксплуатации когнитивных особенностей человека.
Идеальный потребитель для системы — это «идиот» - человек с низкой метакогницией, высокой импульсивностью, легко поддающийся эмоциональным триггерам и не склонный к глубокому анализу. Такой пользователь генерирует больше всего кликов, данных и, в конечном счете, прибыли.
Бытовой идиотизм распространяется как специфический стиль взаимоотношений не только в инет-обсуждениях, но и “живых” ситуациях, отходе от критического восприятия и мышления, что и ведет к отупению не только носителей, но и передаче эстафеты следующим поколениям. Это уже не ограничивается экраном смартфона. Эт стиль жизни, который воспроизводится в физическом мире. Сложные вопросы воспитания и отношений решаются с помощью советов из TikTok-роликов, предлагающих простые, ригидные схемы. Родители, сами мыслящие клише, не могут научить детей метакогнитивным навыкам — сомнению, рефлексии, терпимости к неопределенности. Они передают им готовые, упрощенные модели мира.
Так что можно представить себе точку невозврата, когда просто социальными мерами и воспитанием этот процесс не обратить вспять. Точка невозврата наступает не тогда, когда все поголовно становятся «идиотами», а когда сама социальная и культурная среда теряет механизмы для воспроизводства сложности. Критическая масса носителей упрощенного стиля становится слишком велика.Они начинают доминировать во всех социальных институтах — от образования и СМИ до госуправления.Исчезают «островки рефлексии».Науку, фундаментальное образование, сложное искусство начинают воспринимать как бесполезные архаизмы и лишают финансирования и общественной поддержки.
Идиотизм в бизнесе - принятие решений основано не на глубоком анализе, а на «трендах» и поверхностных аналогиях.
Идиотизм в политике - дискуссия подменяется лозунгами и личными оскорблениями.
Система образования, сталкиваясь с поколением, чье внимание и способность к глубокому погружению подорваны, вынуждена снижать планку, упрощать программы, заменять тексты видеороликами. Система адаптируется к ученику, а не развивает его. Это же можно сказать про издательства, которые выпускают не качественную литературу, а то, что охотно пережевывается публикой. Вместо воспитания художественного вкуса идет распространение примитивных шаблонов.
Идиотизм в науке - здесь он принимает особые, замаскированные под рациональность формы. Наука по определению призвана быть антиподом идиотизма, но как человеческая деятельность она от него не свободна.
Научный идиотизм — это ситуативное доминирование шаблонного, ригидного, некритичного подхода в условиях, требующих научной рефлексии, то есть пересмотра парадигм, методов или интерпретаций. Этому способствуют “научные школы”, разделяющие ученых на своих и чужих.
Самым общим является «Методологический идиотизм», когда принципы научной методологии подменяются субъективной эвристикой, предвзятостью и преемственностью. Это высшая форма научного идиотизма, потому что он коррумпирует сам источник достоверности — метод. Прямым результатом этого «методологического идиотизма» является знаменитыйкризис репликациив психологии, медицине и других науках.
Идиотизм в науке мимикрирует под рациональность и этим особо опасен.
Идиотизм в СМИ становится разрушителем культуры ради хайпа и лоббированных воздействий на публику. Это поставленное на поток производство идиотизма как основного продукта.
Журналист не является специалистом в освещаемом вопросе и поэтому в принципе он должен оставаться честным и непредвзятым к фактам. Не его дело что-то интерпретировать. Но журналисты всегда интерпретирует через свое понимание и, главное, через ту задачу, которую ему ставит главный редактор. Используя авторитет издания или свой личный авторитет, журнал илист выполняет роль судьи и конечной истины.
Бизнес-модель современных медиа построена на продаже внимания аудитории рекламодателям. В этой экономикеидиотизм — это высоколиквидный актив.
Аудитория лишается возможности для собственного осмысленного анализа. Ей предлагается не объект для размышления, атриггер для немедленной реакции(возмущения, страха, одобрения). Это намеренное создание условий для «ситуативного идиотизма».
СМИ превратились из института информирования и просвещения вфабрику по промышленному производству ситуативного идиотизма. Они не просто отражают или используют его — они являются его главным дизайнером и промоутером в обществе. Борьба с этим — это уже не вопрос медиаграмотности, а вопроскультурной безопасности.
Психогигиена
Самым верным средством, которое способно помочь избежать идиотизма – понимать саму возможность и опасность идиотического стиля поведения. «Знать, что ты можешь ошибаться» - это основа личной психогигиены от идиотизма.
Перед важным решением или эмоциональной реакцией стоит задавать себе: «А не являюсь ли я в данный момент носителем ситуативного идиотизма? Не игнорирую ли я значимую новизну?».
Нужно всегда помнить про возможные моменты остановки для быстрого аудита собственного мышления: «Какую модель я сейчас использую? Адекватна ли она ситуации?».
Тренировка против когнитивной ригидности: умеренно искать аргументы и факты, которые противоречат текущей уверенности, хотя она кажется такой правильной и понятной.
Следует заменить бесцельный скроллинг на целенаправленный поиск информации из проверенных, рефлексивных источников (длинные форматы, научпоп, аналитика).
Важно осознанно откладывать реакцию на громкие, эмоционально заряженные новости. Дать себе время (час, день), чтобы первичный импульс угас и включилось аналитическое мышление.
Нужно быть честным с собой в том, что в состоянии истощения, голода или стресса вы более уязвимы для импульсивных решений.
Постепенно, но упорно необходимо вырабатывать привычку не реагировать немедленно, особенно в эмоционально нагруженных ситуациях (спорах, конфликтах). Фраза «Мне нужно подумать» — мощнейшее гигиеническое средство.
В случае серьезных обсуждений, если появляется человек, проявляющий идиотизм в форме хамства или хейтерства, достаточно высказать свое неучастие в диалоге с ним: “Вы не оппонент в корректном обсуждении — вот почему: fornit.ru/71498”.
Все это оказывается непросто, как только попадаешь в привычную идиотскую ситуацию, но возможно вытянуть себя за уши из этого болота и не становится участником идиотических обсуждений.
Психогигиена, основанная на понимании идиотизма, — это и есть личный «рецепт выживания» в той катастрофе, что уже происходит с миром человеческой культуры.
Nick Fornit
14 Nov 2025