Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
 
 
Если в статье оказались ошибки...
 

Речь

Относится к   «О системной нейрофизиологии»

Речь

В статье рассматривается понятие "речь", механизмы психики, которые проявляются в виде речи, вопросы уникальности и нужности тех или иных форм речи у животных.

Сначала формируем наиболее общепонимание представление о слове "речь" по словарям.

Речь   Общая психология

1) форма общения, опосредствованная языком; 2) деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами языкового коллектива.

Речь   БСЭ

речевая деятельность, общение, опосредствованное языком, один из видов коммуникативной (см. Коммуникация)деятельности человека.

Речь   Этимологический словарь

Производное — с перегласовкой e/ē; ē > ě > e — от *rekti "говорить", ср. устар. речь, реку, диал. речи, укр. ректи, латышск. rèkt "громко говорить, реветь", тохарск. B reki "речь, слово", лат. raccare "кричать, как тигр" (все звукоподражат. происхождения). Очевидно, того же корня, что рычать1, см. Исходное значение глагола — "реветь, кричать" (о животных).

Речь   Википедия

исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил... Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание.... Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.

В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на устную (подразумевающую говорение и слушание) и письменную (письмо и чтение).

В наиболее общепонимаемом значении речь - способ общения в социуме с использованием языка (системы условных обозначений для передачи сведений, т.е. системы символов, - знаков, символизирующих что-то). По виду носителя для передачи сообщений может использоваться язык слов, язык технических символов и язык программ (для общения с машинами), язык жестов и мимики, язык условных знаков (сломанные веточки, узелки на нитке, формы дыма костра, чередование света), язык танца и любые другие - без каких-то ограничений на природу носителя формализованных сведений.

В условиях невозможности одной из форм речи, могут использоваться другие: жесты, световые сигналы, сигналы дымом или любые другие носители условно формализованных (оформленных символами) понятий, знакомые как передающей, так и принимающей стороне. Это совершенно однозначно позволяет исключить из понятия речь обязательность устно-речевой или письменно-речевой формы, т.е. речь не зависит от сути ее носителя. Важно только условная договоренность, взаимное понимание значения передающегося элемента речи.

Всякий раз, когда у особи (не обязательно человеческой :) возникает необходимость как-то повлиять на другую особь, и жизненный опыт подсказывает, на какие сигналы та особь вероятнее всего сможет желаемым образом отреагировать, то используются эти сигналы, и вовсе не обязательно - в виде слов.

С другой стороны, всякий раз, когда особь желает получить информацию о свойствах и намерениях другой особи, она так же, обращаясь к опыту пережитого, использует все те наблюдаемые признаки, которые в достаточной мере и в нужном качестве символизируют другую особь. И слова в этом случае - подчас далеко не то, что дает наиболее важную информацию.

И в том и другом случае при встрече и общении присутствует обмен информирующими признаками, точнее общим их сочетанием, и лишь некоторые из них демонстрируются сознательно. Именно такие признаки и составляют речь.

В природе роль носителя, имеющего определенный смысл в понимании индивида при передаче его от другого индивида может выполнять все, что угодно: от предупреждающей окраски, до просто высоты особи (страусы иерархию лидерства регулируют высотой вытянутой шеи). То, что можно назвать речью не имеет резкой границы с тем, что выполняет по сути ту же коммуникативную функцию, но в общепринятом представлении речью не является. Можно сказать, что речь - все то для передачи сведений в социуме, что используется индивидами осознанно. Это определение уже достаточно строго, учитывая, что понятие "сознание" на данном сайте вполне однозначно определено в статье Сознание :) сознание - иерархия механизмов, от эволюционно простейших до самых сложных творческих, для нахождения оптимального (желаемого) варианта поведения в новых условиях, в актуальные моменты восприятия и фиксации результатов в виде поведенческих автоматизмов.

Но все попытки дать точное определение тому, что сформировалось в представлении социума не на основе понимания механизмов, а на основе их внешне наблюдаемого проявления, оказываются несостоятельными :) поэтому данное здесь определение понятию "речь" - очень условно и даже не является необходимым для понимания того, о чем говорится в этой статье. Оказывается, есть еще и "внутренняя речь" и переходные стадии, да и вообще провести четкой границы в участвующих в этом явлении механизмов невозможно, что станет ясно далее.

Условимся называть в этой статье речью - осознаваемый (но не всегда и далеко не полностью) процесс использования тех символов общения, которые способны удовлетворительно повлиять в желаемую сторону. Это - процесс формализации желаемого, через ассоциации с известными символами общения, который формируется еще у ребенка, желающего что-то от родителей. Этими символами общения далеко не всегда являются слова. Чаще всего устная речь сопровождается мимикой, жестами, интонацией и многими другими способами передачи сведений, которые могут не осознаваться теми, кому это предназначено.  В человеческой культуре существует немало качественно различающихся систем таких символов, например, Этические символы общения.

Развитие речи - как необходимость социальной коммуникабельности хорошо прослеживается и изучено в наблюдениях за развитием детей. Из статьи специалиста по развитию речи у детей Речь у детей здесь приведены главные этапы:

В первом полугодии первого года жизни младенец еще не понимает значение того что ему говорят, а он особым образом реагирует на ритмико-мелодические звуки голоса человека, а во втором полугодии первого года жизни из всех голосовых воздействий взрослого выделяет звук речи. Младенец очень чувствителен к интонации с которой к нему обращается взрослый, к мимике, которой сопровождается высказывание.
Реагировать на слова ребенок начинает очень рано. На 3 неделе он сосредотачивается на голосе взрослого. На 2-ом мес. жизни прекращает крик под влиянием разговора с ним, сосредотачиваясь на лице взрослого.

Во втором полугодии первого года жизни ребенок устанавливает связь между словом и предметом или действием,
В 7-8 мес. поворачивается к предмету в ответ на вопрос взрослого "где?",выполняет разученные движения при их назывании взрослыми("ладушки","до свидания") В 9 мес. ребенок уже находит несколько знакомых предметов не зависимо от их местоположения. Примерно в 9-10 мес. малыш понимает элементарные поручения ("дай маме ложку" и т. п.)
В10-11 мес. ребенок выбирает предметы по словесному указанию взрослого.

На первом году возникают предпосылки слушания. Малыш сосредотачивается не только на речи взрослого, обращенной к нему, но и на песенках и маленьких стихотворениях.
Развитие активной речи также включено в общение со взрослыми. На 3 мес. жизни малыш реагирует на слова взрослого смехом и звуками. Появляется гуканье (2-4 мес.). Около 4 мес. гукание сменяется гулением. Малыш произносит высокие певучие звуки. На 4 мес. малыш перекликивается со взрослым на расстоянии. Важным приобретением является то, что звуки произносятся под контролем слуха. Их произнесение становится самостоятельной деятельности.
На 5-6 мес. ребенок произносит различные звуки, сопровождая их движениями для привлечения к себе внимания со стороны взрослого, для "выражения"ему своих желаний.
После 6 мес. в речи младенца появляется лепет - слоги и звуки, которые перемежаются смехом и сопровождаются движениями. С помощью лепета малыш выражает свои требования (дя-дя-дя и тянется к тарелочке).
После 10 мес. в речи малыша можно услышать слова или обрывки слов ("не","ам"). Так ребенок отвечает на понимание им высказывание взрослого. Такая речь возникает как ответ на предложение взрослого и состоит из трех компонентов:
жестов, мимики, звуков.

Это еще не собственно речь. Ребенок много лепечет и вне общения со взрослым. Лепет - самостоятельная форма деятельности ребенка, доречевое средство общения и способ выражения эмоций. Произнося звуки, малыш основывается на подражании и самоподражании. Подражание выступает как механизм развития речи. Ребенок обращает внимание на артикуляцию взрослого, повторяет за ним новые звуки и слова. К концу первого года в активную речь ребенка включается от 4 до 20 слов, которые обозначают названия лиц и предметов. Слова приобретают предметную отнесенность, создавая основу для освоения ребенком их значений. Развивается инициативное употребление осмысленных слов.

... Стремление к общению побуждает ребенка "искать" новое средство для общения, которым становится речь.

...Во второй половине второго года жизни слово относится к группе сходных предметов, независимо от некоторых внешних различий. Бурное развитие предметной деятельности после полутора лет приводит к появлению в речи малыша глаголов, связанных с действием и выражением требований.

В возрасте около 2 лет ребенок задает многочисленные вопросы о названиях предметов, что приводит к скачкообразному увеличению активного словаря.

... В возрасте 1-3 лет интенсивно формируется речевое внимание, умение сосредоточится не только на звуковой стороне речи, но и на его содержании и переживать по поводу услышанного.
В возрасте 2-3 лет ребенок начинает отображать то, что воспринимает вокруг себ
я, таким образом возникает описательная речь, Малыш начинает воспроизводить услышанные песенки, сказки, стишки, потешки и прибаутки. Речь включается в игру, отражая жизненные ситуации.
В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступает растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения.

Из этого текста хорошо видно, как развитие речи повторяет развитие коммуникативных навыков вида: сначала используются невербальные символы общения, слова воспринимаются  как одни из них, т.е. это еще не слова, а звуки-символы. Затем начинает распознаваться, все более уточняясь на опыте, смысл отдельных слов и их взаимосвязей.  Развивается все более сложное словесное кодирование передаваемых сведений. При этом другие формы коммуникации так же продолжают развиваться. Все соответствует основным фазам индивидуального развития.

Это чисто психологическое описание следует дополнить пониманием механизмов, соответствующим наблюдаемым проявлениям, которые кратко описывались выше. Кратко потому, что речь не представляет собой некоего принципиально нового механизма мозга в организации психики, что достаточно подробно рассматривалось в статьях, на которые здесь были даны ссылки.

Есть еще одно доступное наблюдению явление, помогающее понять то, что формирует речь. Кроме внешне проявляемой речи существует "внутренняя речь" или "речь для себя", которую интенсивно исследовал Л. С. Выготский методом непроизвольного ее высказывания, часто - в моменты затруднения мышления, когда мы забываем об окружающих. По сравнению с "внешней" речью в ней не осознается (но в цепочках последовательного возбуждения присутствует) все, что “я и так знаю”, такая речь становится сокращенной и прерывистой вследствие фрагментальных касаний сознания лишь в наиболее критичные фазы автоматизмов мышления.

Мышление - доступная нам для самонаблюдения из-за подключения сознания к актуальной фазе (большое значение новизны и значимости) автоматически развертывающихся цепочек эффекторных программ переключения внимания (подробно см. Сознание и Сущность сознания). Они обычно почти не включают звенья эффекторов внешне наблюдаемых проявлений действия. Но если затрагивают словесные образы, как-то связанные с такими действиями, то мышление может затронуть речевой аппарат и стать наблюдаемым извне - мышление вслух.

 

Как уже отмечалось, и это очень важно для понимания, мышление в виде внутренней речи проявляется в моменты затруднений: когда в неосознаваемом мыслительном автоматизме дошло до момента перевода внимания на то, что имеет большую новизну при высокой значимости - пока еще плохо или вообще не исследованное на личном опыте. К такой фазе выделения внимания подключается система нахождения наилучшего, с желаемым результатом, варианта поведения (мышление - внутреннее поведение) - сознание.

Из статьи К вопросу о внутренней речи

Общий вывод из разнородных исследований сводится к тому, что когда интеллектуальная деятельность не встречает затруднений, то ни самонаблюдение, ни регистрация состояния речедвигательных органов не обнаруживают участия речи в процессе мышления.

... Как и на всех этапах, действие во “внешней речи про себя” осваивается, с разных сторон: на разном материале, в разном речевом выражении, с разной полнотой составляющих действие операций. Постепенно человек переходит ко все более сокращенным формам действия и, наконец, к его наиболее сокращенной форме - к действию по формуле, когда от действия остается, собственно, только переход от исходных данных к результату, известному по прошлому опыту.

     В таких условиях наступает естественная стереотипизация действия, а с нею и быстрая его автоматизация. Последняя в свою очередь ведет к отодвиганию действия на периферию сознания, а далее и за его границы.

... Процесс автоматизации не сразу захватывает весь состав речевого действия, и даже потом, когда этот процесс закончился, действие происходит описанным способом лишь при условии, что его применение к новой задаче не встречает препятствий. Если же они возникают, то ориентировочный рефлекс, внимание переключаются на затруднение и это вызывает на данном участке переход действия к более простому и раннему уровню...

Исходя из такого понимания - наиболее эффективное мышление, а значит - в очень высокой степени соответствующее хорошо познанному, проявляется почти без касания сознанием, т.е. совершается в основном неосознанно с редким сопровождением некоторых фаз автоматизмов сознанием: тот самый эффект, названный психологами "я итак знаю". Хорошо сбалансированный жизненный опыт характеризуется отсутствием выраженной внутренней речи, осознаваемыми цепочками мысли. Результат появляется как бы ниоткуда в уже хорошо оформленном виде. Отдельные исследования этого феномена отражены в статьях вроде Неосознанные решения — самые правильные. Явление интуиция - объясняется именно этим.

Конечно, вне реального использования нет возможность оценить и адекватность реальности такого результата. Предшествовавший опыт мог быть получен исключительно субъективно, "размышлениями" до тех пор, пока не выработаются приемлемые с субъективной точки зрения автоматизмы. Некоторые виды деятельности без постоянной коррекцией предположений тем, что на самом деле это дает в реальности, например, занятия философией, риторикой, психоделией и другими ограниченными только субъективным занятиями, накапливают неадекватности настолько, что это приводит к острым конфликтам, которые уже невозможно скорректировать из-за того, что их основания давно оказываются на уровне неосознаваемых автоматизмов (см. Зависимые состояния).

 

Любые формы социальной коммуникабельности у любых животных, обладающих личной системой адаптивного поведения для наработки автоматизмов из нового с помощью механизмов познания, порождают как коммуникативные (используемые в общении между особями социума), так и индивидуальные формы символьных образов (образов, упрощенно заменяющих более сложные). И нет никакого принципиального отличия по функциональности между ними. Наиболее востребованным и развиваемой оказывается та форма, которая дает данному виду больший потенциал выживаемости в данных условиях.

Если вдруг человечество вынуждено будет переселиться в пещеры без источников света, то роль зрительных символов понизится до предела. Если внешние условия будут затруднять передачу звуков - исчезнет устная речь. Если не будет ни того ни другого, начнет вырабатываться и станет эффективной новая форма коммуникабельности в виде прикосновений, запахов или еще чего-то, так, как это произошло у муравьев (- без осознания - значит не речь :), у кротов и т.п.

Небольшое резюме.

Среди всех форм передачи сведений от одного субъекта другому "слова" не имеют особого принципиального отличия и важности. Обычно под "словами" подразумевается несколько таких форм: звуковая передача в виде устной речи, письменная передача в виде графических символов-слов, у глухонемых добавляется передача жестами, у связистов раньше - азбука морзе и т.п.. При этом нет четкой границы между этими формами и другими.

Выразительным звуком "ааа.." можно передать очень много, хотя это назвать словом уже не очень хочется.

Можно передать необычайно много выразительным взглядом вообще без слов (иногда это - решает все :).

Когда нет возможности или смысла (не знание языка) говорить слова, мы используем другой способ, например жесты. Мы можем жить в чужой стране, все лучше приспосабливаясь к общению и осваивая уже словесные формы.

Некоторые животные общаются, меняя цвет, другие - запахами в определенных условиях и сочетаниях с окружающим. Это -не принципиально.

Когда человек впервые видит другого, он моментально вырабатывает мнение о нем безо всяких слов и это мнение оказывается очень стабильным.

Между людьми, при самой оживленной беседе словами в непосредственной близости словами передается всего около 5% информации. При разговоре по телефону - около 15% - за счет интонации, темпа, дыхания, расстановки смысловых акцентов и других невербальных форм (это очень приблизительные цифры, которые зависят от общающихся и условий общения).

Слова - это то, что замечается в первую очередь и поэтому им невольно придается большое значение. Оно и в самом деле немалое. Но не более принципиально нужные, чем любые другие способы коммуникации, - непосредственной и косвенной в данном социуме.

У всех высших животных есть сложные системы коммуникации в социуме не только данного вида, но и межвидовом социуме. То, что мы передаем с помощью слов, птицы передают с помощью песен. Есть народы, у которых певучая коммуникация очень выражена. У каждого вида высших животных - развилась своя наиболее для них удобная и эффективная система коммуникации среди которой звуковая - не самая информативная (в том числе и у людей она - не самая информативная) .

В социуме все, что исходит от одного субъекта и доступно для наблюдения (осознаваемого или нет) другому субъекту - составляет формы коммуникации, и нет никаких оснований выделять именно слова среди них - как особенные. Даже в плане передачи и сохранения информации у людей, слова бытового языка занимают не самое значительное место (у разных людей и их социальной роли - разное). Если раньше роль сохраняемых символов общения кроме бытовых слов выполняли музыка, картины, скульптуры, поэмы (это уже не просто слова), различные изделия, то сегодня, в дополнение к этому, появилось множество специализированных языков: программирование, форматы сохранения данных, термины и символы предметных областей знания.

Словесная речь условно выделяется как некоторые (вербальные) из многих других форм в той или иной степени осознаваемых способов коммуникации, которые при передаче сообщения запускаются из отдельных фаз цепочек мыслительных автоматизмов, включая коммуникативные эффекторные автоматизмы, управляющие органами речи, а при приеме сообщения, в случае узнавания, возбуждают распознаватели символьных значений известных признаков со связанным с ними смыслом (значимостью в данных условиях).





Обсуждение Сообщений: 31. Последнее - 15.04.2009г. 7:27:24


Последнее редактирование: 2018-04-19

Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

Последняя из новостей: Схемотехника адаптивных систем - Путь решения проблемы сознания.

Создан синаптический коммутатор с автономной памятью и низким потреблением
Ученые Северо-Западного университета, Бостонского колледжа и Массачусетского технологического института создали новый синаптический транзистор, который имитирует работу синапсов в человеческом мозге.

Тематическая статья: Как образумить Beast?

Рецензия: Статья П.К.Анохина ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
 посетителейзаходов
сегодня:00
вчера:00
Всего:1460916382

Авторские права сайта Fornit