Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
 
 
Если в статье оказались ошибки...
 

Блаженные

Относится к   «Сны наяву»

Блаженные

Выражаю признательность Ветерку - за идею статьи и последующие полезные замечания :)))

В христианстве блаженные в списках идут рядом со святыми. В современных эзотерических тусовках людей, достигших такого состояния называют просвятленными (видящими) и вкладывают несколько другой смысл, хотя результат - некое состояние совершенства, как правило, предполагающее самодостаточность в счастье. От названия общая суть желаемого не меняется и блаженными называют не по земному счастливых, внутренне светящихся от соприкосновения с недосягаемым людей. Они во многом становятся непонятны окружающим, пройдя путь намного дальше их в направлении самосовершенства. Это непонимание окружающими на пути стремления к самосовершенству, когда становятся очевидными некоторые истины, все еще не понятые людьми, вызывают желание все же растолковать непросветленным, заставить понять, хотя невозможность этого порой душит бессильной злобой от которой пока не удалось избавиться. Но попытки эти остаются неизменно бесплодны и рано или поздно остается только махнуть на глупых и слепых рукой. Истина же сияет непоколебимо и настолько очевидно, что нет в ней ни каких сомнений.
Участник форума str об этом сказал так:

...по опыту знаю, когда идеей фикс владеешь, нужно всем обязательно объяснить, что ты понял некую важную суть, которая до других еще не дошла, но обязательно дойдет, нужно только очень стараться объяснить правильно. Выходишь из-под контроля и начинаешь объяснять то, о чем не спрашивают. Очень расстраивает то, что тебя не хотят слушать, и тут до агрессии один шаг.

Речь пойдет о том, почему человек оказывается погружен в иную, мистическую реальность, что отличает его от реалистов, какие качества, способности или их отсутствие, какие условия и ситуации этому способствуют. Христианское слово "блаженный" более употребляться не будет потому, что блаженными становятся далеко не все те, кто так или иначе стремится к самосовершенству. Для удобства здесь будем называть людей, выбравших путь "духовного самосовершенства" или просто больше склоняющимся к прислушиванию к своему субъективному, чем получению опыта от контактов с объективным, слово - "мистик". Кроме того, мистик - это далеко не только тот, кто всей душой стремится или уже живет в самодостаточном субъективном мире.
Если принять такое определение без оговорок, то все люди - мистики, просто в разной степени. И все же, отличие есть принципиальное: если человек, столкнувшись с несоответствием каких-то своих представлений реальности, обращает на это повышенный интерес и рано или поздно преодолевает это несоответствие, то мистик предпочитает не замечать его, обходить или объяснять и оправдывать, нагромождая невероятно причудливые подчас рассуждения, позволяющие оставаться в желаемом, очень важном для него мирке.
Именно несравнимая ни с чем важность, основательность мистических представлений и идей, превышающая любую другую мотивацию, не позволяет от них отказаться. Предельная важность идей, преданность которым не может изменить ничто, придает им качество безусловной веры. Понятно, что имеется в виду не обязательно какая-то конкретная идея, хотя и таких случаев очень много (говорят об идеях-фикс), но и целая система представлений, которая начала развиваться с какой-то одной, вполне определенной идеи, по важности граничащей с чудом.

Итак, с самого начала, - с рождения.
Способности, склонности, предрасположенности - все это, фактически основывается на одном и том же: личных особенностях и определяет те различия между людьми, которые не зависят от условий сегодня, но не от условий вчера потому, что во многом именно условия и определяют развитие индивидуального.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Обычно то, что определяет особенности развития психики, называют задатками - это врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуальные психологические предпосылки формирования и развития способностей. Они обусловлены генетическим раскладом и во многом передаются по наследству (но далеко не во всем, так как некоторые особенности сочетания генов перетасовываются очень индивидуально).
Но эти врожденные особенности вовсе не являются уже готовыми прототипами психики, иначе их не называли бы задатками, а можно было бы говорить о передаче по наследству психических качеств (инстинктов, навыков, повадок). На самом деле ничего такого по наследству не передается (объема кодирования не хватит для этого).
Клетки мозга новорожденного ребенка относительно бедны дендритами - отростками, которые служат для возможности приема нервных импульсов. Когда мозг начинает получать сигналы от органов чувств, дендриты усиленно ветвятся в сторону этой активности, оставляющий биохимический след, и образуют целевую систему сложных межнейронных связей ветвлений, способных к установлению связей. Были бы другие раздражители в этот период и характер ветвления, а значит и индивидуальные особенности, оказались бы иными, несмотря на идентичность генетического кода (поэтому чрезвычайно важно для более всестороннего развития как можно более богатый, но не хаотический, а реально используемый, ассортимент раздражителей еще тогда, когда плод развивается до рождения).
Сотрудники Калифорнийского университета и университета Джонса Гопкинса обнаружили, что ген CREST непосредственно управляет процессом формирования новых дендритов. Мыши, лишенные этого гена, появлялись на свет точно с таким же мозгом, как и контрольные животные. Однако по мере взросления эти мыши все больше отставали от своих ровесников по уровню способностей к запоминанию и обучению. Эта работа напечатана в журнале "Science". Т.е. этот ген задает всего лишь общую, пока ни к чему конкретно не привязанную интенсивность ветвления дендридов. И, понятно, что особи, у которых она будет больше, получат преимущество в образовании распознавателей различных признаков.
Другой ген 5-HT2A влияет на объем мозга и способность к запоминанию Вариация в гене серотонинового рецептора 5-HT2A ассоциируется с уменьшением объема головного мозга и с пониженной способностью к запоминанию, т.е. здесь уже варьируется способность образовывать связи между нейронами и как бы дендриты не ветвились, без такой способности не обойтись.
Ученые из Университета Колорадо (США) в последнем номере журнала Science опубликовали статью о дупликациях гена MGC8902 в геномах человека и некоторых животных, предположительно отвечающего за когнитивные функции.
В неврологии и нейропсихологии под когнитивными функциями принято понимать наиболее сложные функции головного мозга, необходимые для осуществления процесса рационального познания мира. К таким функциям относятся восприятие информации (гнозис), ее анализ и обработка (так называемые исполнительные функции), хранение информации (память) и передача информации (праксис и речь).
В пользу гипотезы об ассоциации гена MGC8902 с функцией познания окружающего мира свидетельствует высокая экспрессия этого гена в отделах мозга, связанных с когнитивными функциями. В телах и дендритах нейронов, расположенных в этих отделах мозга также обнаружен продукт экспрессии - белок DUF1220 (DUF - домен с неизвестной функцией).
Ученые также сравнили количество копий этого гена между людьми и некоторыми животными. Оказалось, что больше всего таких копий (212) содержится в геноме человека. Для сравнения: у шимпанзе их 37, а у мышей и крыс - всего одна. Предполагается, что такая особенность генома человека является одной из многих причин, отличающих человека разумного от других представителей животного мира.
Разные гены задают самые общие особенности строения и свойств нейронной сети (которая у каждого совершенно не такая как у других). Они могут делать более легкое сочетание одних признаков, (например, слухового анализатора, что определит повышенные музыкальные и другие слуховые способности) и окажется беднее в отношении других.
Подробнее об этом смотрите в статье Наследование признаков.
В разделе Способности и возможности читаем:
От чего же зависят индивидуальные возможности и способности?
Во-первых, от того, насколько потенциально структура мозга готова к формированию всех уровней детекторов, которые характерны для поведения человека. Это означает, что чисто наследственно есть различия в особенности прокладки путей и количества этих путей при развитии нейронных отростков, которые ветвятся в области, потенциально готовые быть детекторами признаков, определяемых этими отростками. Понятно, что если нет возможности в установлении связей между какими-то структурами, то их и не будет.
Во-вторых, очень важно какие детекторы (первичные и производные) образуются в ходе обучения в соответствующие критические периоды развития. Лишение их в данный период незаменимо в последующем и резко ухудшает способности распознавания и возможности оперативного адекватного реагирования.
В-третьих, жизненный опыт, приобретаемый в тех или иных условиях, напрямую формирует способности адекватного восприятия и распознавания и возможности адекватного поведения в этих условиях, а это то, что привыкли называть интеллектом.
В-четвертых, индивидуальные энергетические характеристики, определяемые кровоснабжением структур мозга, их питанием, подводом кислорода и своевременным отводом продуктов метаболизма очень важны для эффективной организации поведения и реализации возможностей, перечисленных во всех предыдущих пунктах. Это то, что, несмотря на самые выдающиеся способности может оставить человека апатичным и бездействующим, оставив талант, но лишив гениальности.
В-пятых, опять-таки для реализации всего предыдущего, необходима доминирующая мотивация, которая только и может организовывать реализацию способностей и возможностей в нечто конкретное. А это зависит от интереса к предмету, который является произведением новизны на значимость. Если значимость доминирующей мотивации определяется потребностью, навязанной системой значимости, то при отсутствии новизны достижений, отдачи, реального выхода, эта мотивация может иссякнуть.


Если кому-то все еще кажется недостаточно убедительным то, что наследственно сами особенности и, тем более, конкретные поведенческие реакции, не передаются, а лишь может облегчаться их формирование с учетом воздействия всех других особенностей данного организма (анатомического и биохимического строения тела, текущей организации психики), то следут заняться более глубокими сопоставлениями всех доступных данных и поиском новых. Но уже то, что любое "инстинктивное поведение" всегда носит достаточно хорошо видные черты индивидуальной реализации, говорит о многом.
Итак, по наследству не передается ни характер, ни "тип личности", ни способности и наклонности. Все это приобретается. Значит, в вопросе, что же именно делает одних более склонными к мистике, чем другие, есть определенная уверенность, что такие отличия нужно искать в воздействии среды при развитии организма. Хотя, конечно, индивидуальные задатки сильно могут помогать или препятствовать этому, но без воздействия среды не реализуются. Точно так же как рост может помогать или мешать развитию баскетбольных навыков.

Теперь давайте мысленно вернемся каждый в собственное детство и вспомним, что для него было самым важным. Возможно, что многие кроме желания играть со сверстниками в самые разные игры ничего и не вспомнят. У таких было мало предпосылок для развития самой важной для них идеи. Они, как правило, очень общительны, постоянно вынуждены приспосабливать свое поведение к резко меняющимся условиям разного круга общения.
У других будут места (горы, озеро, море, лес, какой-то музей или необычное здание и т.п.) куда их тянуло почти всегда и они стремились там не только оказаться, но и много думали об этом. Эти легко могли стать фантазерами, у них наверняка появлялись какие-то постоянные интересы, увлекающие их.
И есть такие, кого очень сильно когда-то что-то впечатлило и это не забылось, а почти постоянно крутится в голове, обрастая множеством подробностей, заставляя предпринимать много попыток как-то соприкоснуться, дотянуться. И чем труднее оказывается получить желаемое, тем более изощреннее становятся попытки. как правило, такие люди мало общительны, до полного одиночества или круг их общения очень постоянен, обычно это - разделяющие их представления люди. У них не возникает насущной необходимости (или они сами резко ограничивают ее) постоянно приспосабливать свое поведение к окружающему.
Сама же действительность, реальная или та, представление о которой незыблемы в окружающей культуре, не может сделать человека мистиком или реалистом. Даже если он воспитывался среди самых абсурдных предрассудков, среди веры в чудеса, колдовство и т.п. он будет воспринимать это как естественную данность, он будет сплевывать как положено через плечо, обращаться с просьбами к ангелу-хранителю, наводить порчу на врагов - самым естественным образом, без всяких постоянно крутящихся в голове идей и стремления к недоступному (хотя это так же легко реализуется). Для него мир будет самым обычным, не волшебным, а просто вот есть такие и такие возможности, того и этого нужно остерегаться, и что-то не забывать сделать.
Мы - и есть такие люди. Те, кто живет среди волшебства, не знают такого чуда, для них это - обыденность. А чудо - совсем другое :)
Мы можем построить некую условную шкалу психологического качества "важность доминирующей идеи" и тогда три перечисленные группы распределятся по ней по общей склонности придавать идеям высокую значимость и удерживать их в активном состоянии: крайней будет первая, в которой все интересы, идеи легко возникают (или не возникают вообще), но не слишком долго держатся и, как правило, оказываются погашенными в течение сна (Сон выполняет основную физиологическую функцию: нарастающее общее торможение, которое гасит одну за другой все активности, возникшие в течение дня, не давая им накапливаться и перемешивать восприятие в трудно различимую кучу).
В середине шкалы окажется вторая группа. Некоторые активности у них не гасятся в течение сна и остаются доминировать постоянно, поддерживаясь высокой значимостью идеи. Но после того как значимость спадет (любопытство удовлетворено, дело сделано и т.п.) эта активность погасится.
В другом конце - третья группа, значимость доминирующей идеи в которой практически не иссякает, а постоянно подпитывается максимальной желаемостью при ее недостижимости.
Нет ничего сильнее наивысшей значимости. Она непреодолима ничем потому, что нет ничего другого в мотивации, что направляло бы поведение, кроме положительной или отрицательной значимости. Стимуляция центра рая или ада в мозге с помощью электрода не может быть перекрыта ничем более важным. Воля - это и есть результат модуляции внимания - как результат оценки значимости при ненулевой новизне (об этом - в Механизм ориентировочного рефлекса).
Поэтому, в какой бы абсурдно-неадекватной реальности культуре не воспитывался человек, принимая за данную реальность такую культуру, возможность изменить отношение к этой культуре и переприспособиться к другой культуре, сильно зависит от того, насколько важны для него основные элементы этой культуры.
Первая группа очень быстро может адаптироваться к новому окружению. Но она сильно проигрывает в способности решать глубокие, серьезные задачи, требующие постоянной активности доминирующей идеи.
Вторая группа оптимально приспособлена к решению серьезных задач, но гораздо труднее приспосабливается к изменившимся условиям, с которыми связывается множеством ассоциаций в своих мировоззренческих представлениях.
Третья группа наиболее трудно, и даже вообще не способна приспособиться к новому, оставаясь неразлучно со своими сверхважными доминантами. Эта группа так же не способна к решению серьезных проблем, но уже потому, что почти не способна изменить свои представления на новые под давлением несоответствия реальности этих представлений, и самыми изощренными способами поддерживает старые.
Все это происходит почти независимо от конкретного предмета той или иной идеи потому, что все представления так или иначе иерархически связанны между собой в общей системе мировоззрения - от самых основных понятий до всех последующих. Поэтому от такого базового мировоззрения зависит отношение ко всему остальному.
Базовое же мировоззрение оказывается непосредственно привязано к окружающей культуре и морали в представлении индивида, а именно к тому, что кажется им наиболее значимым и что порождает значимые идеи.

Совершенно естественное стремление познать новое и волнующе важное, а так же стремление научиться получать от жизни удовольствие, чтобы оставаться как можно независимее от обстоятельств, присущее изначально всем людям - как основа их системы значимости и мотивации поведения, у разных людей может приводить к совершенно различному результату.
Выражение всех этих устремлений в желании чуда, необязательно "внешнего", которое даруется некими внешними силами, а и "внутреннего", зависящего от собственных усилий, чуда достижения внутренней гармонии, так же естественно.
Главное различие - в пути: или в постоянном соприкосновении с объективной реальностью и корректировке своего опыта в этом или же замкнутость в своей субъективной реальности (возможно дополненной субъективной реальностью своих единомышленников). В первом случае будет постоянно находится соответствие с реальностью методом ошибок и удач, во втором будет углубляться неадекватность с реальностью во всем, касающегося развития сверхценных идей.

Привожу некоторые работы и высказывания по доминирующим идеям, которые иллюстрируют условия, благоприятствующие их возникновению.
В работе Что знают современные ученые о навязчивых состояниях написано:
Встречается немало людей, отличающихся от обывательской массы высокой социальной возбудимостью, стремлением к исправлению общественных недостатков и, самое главное, абсолютно полным бескорыстием. Часто такие люди несчастливы в личной жизни, в быту их называют "сумасшедшими", но не из злобы, а скорее от досады и недовольства.
На примере развития любви в этой работе показывается как возникают и укрепляются навязчивых идеи.
В книге Грановской Р.М. Элементы практической психологии.- 2-е изд.- Л.: Издательство Ленинградского университет, 1988. - 560 с. читаем:
На другом полюсе по этому параметру находятся те больные, у которых возникает особая, доминирующая идея - идея "фикс" или даже бред. Внутри зоны бреда все события имеют столь повышенную значимость, что уже не соотносятся с критикой. Подобные представления не могут быть корригированы ни самим больным, ни со стороны. Крайний пример влияния доминирующих идей наблюдается при паранойе, когда больные могут поражать силой логического мышления, которое при этом заболевании не нарушается. Аномалия состоит в том, что человек находится под влиянием доминирующей идеи, которая его преследует. Все, что происходит, сколь угодно тривиальные и отдаленные события интерпретируются как направленные на него. Любую информацию больной трактует неблагоприятным для себя образом. Отсюда понятно, что сколь угодно мощный интеллект, но направляемый по ложному пути, искривляемый и отклоняемый очагом доминанты, не продуктивен.
Таким образом, нарушение организации информации в памяти, зависящее от недостаточности или избыточности эмоциональной, личностной ее значимости, приводит, как было показано, к многообразным нарушениям мыслительного процесса, к отрыву его от реальной действительности, гипертрофии формальных и логических операций, и все это не позволяет адекватно решать мыслительные задачи.

И вот еще интересное наблюдение из одного личного дневника :
1. На мой взгляд, православным по существу недостаёт собственной личности и у них есть потребность расширять её в слиянии с другими верующими и Богом. Насколько я помню, по-другому это называется диффузной идентичностью. В психодинамическом подходе и в гештальт-терапии подобные отношения я-мы видятся как формируемые по механизму слияния -некритичного, иногда фрагментарного "заглатывания" так называемых интроектов (т.е. различных догм группы) и невозможности рассматривать себя -отдельно- от неё.
Механизмом слияния, по всей видимости, обусловлены приятные состоянии транса или даже экстаза во время службы в церкви. Это первичное чувство теплоты и защиты материнской груди, к которому возвращается православный.

2. Потребность в защите и растворении в чём-то большем, чем мы сами, в той или иной степени есть у каждого человека. Однако у некоторых из-за особенностей психического развития она усиленна. Таким же образом формируются и различные аддикции - алкоголизм, наркомания, гэмблинг (потребность в азартных играх), трудоголизм, патологическое коллекционирование и т.д.

3. Предполагаю, что для изменения этой изначальной структуры личности (со склонностью к слиянию) необходим длительный психотерапевтический курс. Это только в теории, потому что у реального православного критики к своему состоянию нет, значит, нет и мотивации к изменению. Лучший психолог для него здесь батюшка.

4. При этом всё же предлагаю рассматривать религиозность как мировоззрение, нежели как психическое нарушение ( в психиатрической литературе подобным -особенностям- человека -в норме- дают название "доминирующая", иногда "сверхценная" идея, которая ассимилирована личностью и проходит лейтмотивом его жизни). Потому как, скажем, коммунистические убеждения никто не пытается лечить, а насколько они верны и адекватны - тоже вопрос.

(Кстати говоря, я так понимаю, что нейрофизиологические механизмы возникновения доминирующих идей и бреда (т.е. уже патологии) сходны - говоря упрощённо, наличие патологического очага возбуждения в головном мозге (доминантный очаг по Ухтомскому). Поэтому, вероятно, препараты для лечения бреда и вправду могут помочь при "лечении" доминантных идей. Правда, я не врач, и абсолютно точно сказать не могу.)

5. Не прибегая к помощи специалистов есть -возможность- просто поменять православие на что-то другое. То есть, чтобы очень сильная потребность в слиянии реализовывалась всё равно. Это должно быть тоже какое-то сильное увлечение, которое могло бы заменить религиозную веру на веру во что-то иное.

Так, например, больной алкоголизмом, которому не удалось "поправить стуктуру личности", но он получил некую дозу мотивирующих воздействий, скажем, на группе анонимных алкоголиков, в результате неосознанно переключается на социально одобряемую аддикцию - становится трудоголиком. Экстаз, слияние с трансформационным объектом (работа, вставшая на место алкоголя), так необходимое аддикту, остаётся, однако людям вокруг уже не так худо. :)



Попробуем рассмотреть несколько примеров развития людей, учитывая сказанное выше. Начну с того, что поделюсь своими собственными воспоминаниями из детства.
Начитавшись фантастики в первых классах школы, я совершенно серьезно верил, что люди уже давно летают к звездам, и когда вдруг мать мне сказала, что нет, еще даже и на марсе не были, не мог этому долго поверить, это было ошарашивающее откровение. Я ведь жил в мире, где люди уже давно освоили космос, это - была основа моего понимания и отношения. Но, кроме всего этого, я относился ко второй из только что перечисленных категорий людей и у меня были свои мечты, связанные с космосом, т.е. вполне реальные мечты, если бы я действительно жил во время, когда возможно их осуществление. И когда оказалось, что я живу в пещерное, неотесанное время, все эти мечты с большой ностальгией начали таять. Не было ничего, что заставило бы меня держаться за них во что бы то ни стало. Зачем? Это было бы очень глупо: я совершенно отчетливо это сознавал и довольно быстро приспособился к новой пещерной реальности. Второй раз такое произошло, но несколько в другом плане, когда начали таять идеалы коммунизма, которые оказывались с очевидностью глупыми и даже мерзкими в свете всего того нового, что стало доступно для понимания. И на этот раз мечты о коммунизме не стали болезненно навязчивой идеей.
Взамен появились новые интересные и очень заманчивые сведения о неких вот-вот войдущих в обыденность источниках бесконечной энергии космоса, о неких свервозможностях, скрытых в людях. Я пытался развить это в себе. Пытался убивать мух взглядом и ощутить, что думают другие. Очень немало и серьезно исследовал это и думал об этом. Но ни в малейшей степени ничего такого никогда не подтверждалось ни со мной ни со всеми моими знакомыми. Хотя были и такие, что утверждали, что у них получается, но мне они никогда не демонстрировали это.
Почти у каждого были моменты необъяснимо важных и необычных переживаний, которые приравниваются по этой важности и необычности к чуду. Еще Фейербах Л. в Сущности христианства писал: " Многие стали верующими только благодаря чуду; следовательно, чудо было причиной их веры.". Чудо способно заставить память об этом оставаться неугасимой, дополняя и развивая ее собственными размышлениями, заставляя приобщаться к этому в полном соотвествии с законами развития религиозного чувства (см. О религии).

В обсуждении на форуме :
Schwarzsonne : Первый раз читала "Омена" в детстве, тогда меня эта книга просто нереально цепанула, с неё и началось мое увлечение мистикой и всем таким.

Еще, в одном из личных дневников читаем:
Не миновала сия чаша и меня - 10-15 летнего подростка. И вот вспоминается, что я читал в этой связи.
Любимой книжкой была, конечно "Энциклопедия чудес". А втор, если память мне не врёт, Мезенцев. Книга была набита историями про разные аномальные явления, которые в большинстве случаев объяснялись вполне научными причинами. Там и три солнца в небе, и снежные человеки, и Несси, и полтергейст, и говорящие животные. Много всякого. Я никогда её не читал полностью - сначала и до конца. Всегда выбирал любимые главы и перечитывал. А те места, где было много научной нудятины - пропускал. Очень уж волшебной мне казалась сама эта книга. Потом мне купили эту же книгу в двух томах с дополнительной частью, дописанной уже сыном автора. И я больше любовался на эти тома, чем читал. Кстати говоря, всё три книги до сих пор стоят дома у родителей на полке. Нет-нет да и беру в руки, перелистываю страницы, улыбаюсь сам себе. Сейчас таких волшебных ощущений испытать почти не получается.
А ещё был такой журнальчик "Знак вопроса". Издавало его Издательство Знание. Не помню, почему и как мы стали его выписывать, но подшивка за три года жива и сейчас. Каждый номер был посвящен какой-нибудь аномальной теме - пришельцы, полтергейст, сверхъестественные возможности человека, компьютеры, колдовство - много всего. У меня была мечта перечитать все эти журнальчики, очень они меня манили. На деле целиком прочитал только один - про полтергейст. Так меня интриговала тогда эта тема. А остальные больше листал, набираясь сил, и обещая себе перечитать всё.
Последнее, что вспоминается - это такие две брошюрки, которые были вырезаны из газет. Помните, в газетах и журналах публиковали страницы из брошюр с линиями отреза? При помощи ножниц и смекалки можно было собрать книжку. У меня было таких две - "Смерть пилотов НЛО" - якобы реальные случаи контактов с пришельцами. Там была описана пресловутая история с падением космического корабля в американской пустыне и изучении пришельца на военной базе. И "Месть пилотом НЛО". Это уже какая-то совершенно выдуманная литературная фигня. Тоже всё это перечитывал по сотне раз. Очень любил. Но подробностей совсем не помню.
А сейчас вот когда вижу по каналу для интеллектуалов ТНТ передачу "Необъяснимо, но факт", так трясти меня начинает от этих притянутых за уши историй.


В работе Религиозные ориентации молодых
читаем:
...Проведенный опрос показал, что мировоззрение молодежи эклектично, поверхностно, а в силу возраста - еще и неустойчиво, ее религиозность скорее потенциальная, конформистская: есть желание быть как все, называться верующими, православными, соответствовать распространяемому в обществе, СМИ стереотипу духовности, вести себя как верующие, отмечать церковные праздники, венчаться, крестить детей. Однако по-настоящему, всерьез приобщаться к вере и церкви, стать глубоко религиозными молодые люди не намереваются. Вместе с тем, очевидно, что в молодежной среде в настоящее время предрасположенность к религии преобладает над прежней установкой на атеизм. Это, в свою очередь, означает, что молодое поколение, вступающее в жизнь на пороге XXI века, окажется более восприимчивым и лояльным к религиозной идеологии.

Данные обследования свидетельствуют о том, что религиозное самоопределение молодежи в основном складывается в 20-25 лет. По достижении этого возраста сознание молодых людей, как правило, обретает черты мировоззренческой устойчивости. На таком фоне повышенная религиозность 17-летних выглядит скорее как детская доверчивость, наивная вера в Бога или в колдунов, гороскопы, и т.д., что объясняется открытостью незрелого, некритичного разума, только начинающего познавать мир, ко всему новому, таинственному, необъяснимому.
Соответственно безразличие к религии и неверие юным свойственно меньше, чем более старшим представителям молодого поколения. Так, неверующих среди юных 17-летних оказалось на 10-15% меньше, по сравнению с 24-х и 31-летними (соответственно 22:33:37%). Соотношение верующих и неверующих среди юных превышает соотношение 2:1 (на 52% верующих приходится 22% неверующих), среди 24-летних (44:33), т.е. примерно 1,5:1; а среди 31-летних - почти 1:1 (43:37).

По-видимому, дело не только в возрастном отличии разных групп молодежи, а в том, что возрастной интервал в 7 и 14 лет разделил молодежь и в качественном смысле на тех, чье интеллектуальное развитие и духовое созревание происходило в разные исторические отрезки времени - до перестройки, во время нее и после перестройки. Перестройка, как известно, ознаменовалась возрождением интереса к религии, когда в Россию хлынул поток христианских и иных проповедников, появились религиозные передачи на радио и ТВ, началось массовое распространение Библии, стали открываться воскресные школы при храмах и даже появились элементы религиозного обучения в некоторых школах, гимназиях, лицеях.
все это - и священники на телеэкране, и трансляция богослужений в дни церковных праздников, объявленных всенародными, и другие приметы религиозного возрождения - уже стало привычной реальностью их жизни, и им кажется, что так было всегда, сколько они себя помнят. Для них - "детей перестройки" - это не мода, а норма, принимаемая без удивления и сомнений, так же, как прежде, наверное, их предшественники без особых раздумий принимали атеизм.
Анализ полученных данных и социальной ситуации позволяет утверждать, что увеличение численности группы 17-летних, верующих на 8-10%, по сравнению со старшими молодежными группами и есть результат изменившейся духовной атмосферы общества.
Взрослые люди к этому относятся по-разному, зачастую в силу своих сложившихся убеждений: одни - скептически, другие - с радостью. Дети же воспринимают такую ситуацию как должное, так как они доверяют тому, что видят на телеэкране, а благодаря телевидению в их сознание с детства закладываются религиозные образы и впечатления. Как показало наше исследование, такое воздействие на восприятие детей через десять лет принесло закономерный результат.
Также надо отметить, что существенные различия в религиозном мировоззрении молодежи прослеживаются не только в зависимости от возраста, но в еще большей степени в зависимости от пола респондентов. Однако такие различия - уже традиционные особенности отношения к религии мужчин и женщин: то есть гендерные особенности религиозности. ...
Впрочем, гендерные различия наблюдаются не столько в уровне религиозности юношей и девушек, сколько в ее характере: церковном поведении, соблюдении обрядов, совершении молитвы, содержании веры.

Повышенная женская религиозность обусловлена преобладанием в сознании женщин таких качеств, как интуиция, образность, эмоциональность, что делает их более восприимчивыми к религии, раскрывающей возвышенный мир божественных существ и явлений, священной истории, полной чудес. Мужчинам в большей степени, чем женщинам свойственны рассудочная логика, здравый смысл, которые вызывают недоверие к религиозной информации, способствуют критическому отношению к символам, образам, догматам религии, что проявилось в меньшей религиозности опрошенных молодых мужчин. Вместе с тем повышенную религиозность 17-летних юношей можно объяснить именно незрелостью этих качеств мужского сознания.

Полученные данные дают основание для вывода о том, что сознание молодых верующих является не столько православным, сколько синкретичным, дуалистическим, включающим в себя наряду с христианскими образами также и оккультно-магические элементы веры.
…выходит на первый план гендерный аспект проблемы возрождения религии. Как показал опрос молодежи, именно женщины по-прежнему составляют "массовое поле религиозности", опору и резерв церкви. Мало того, женщинам принадлежит особая роль в распространении религиозного опыта. Часто, даже не осознавая этого, они являются активными проводниками религиозных знаний и чувств на уровне межличностных отношений, в семье, способствуя сохранению и передаче религиозных традиций из поколения в поколение. Какие традиции будут воспроизводиться: народных суеверий, новомодного оккультизма или христианского гуманизма, зависит не только от самих девушек, которым сейчас 17 или 20 лет.

Все эти данные представляются вполне понятными в рамках трех групп шкалы доминирующих идей и хорошо иллюстрируют как и почему у некоторых людей возникает особенное предпочтение к мистике, а другие остаются реалистами даже если сама культура далеко не адекватна реальностям.
Жестокие условия жизни, бесцельность жизни, одиночество, неудовлетворенность жизнью, отчаяние - может повлиять на возникновение склонности к доминирующим идеям, имеющим наивысшую важность (не обязательно основанным на безусловной вере, а даже и вполне творческим).
Так, в работе Возникновение и преодоление одиночества :
На этапе неустойчивости
психической деятельности при наблюдении за испытуемым в экспериментах с
помощью специальной аппаратуры или за заключенными через "глазки"
("публичность одиночества" - О.Н. Кузнецов) у ряда лиц появляются необычные
психические состояния, проявляющиеся в тягостных переживаниях телесной
обнаженности или "открытости мыслей". На этом этапе также появляются
доминирующие идеи и отмечаются случаи, когда испытуемые путают сновидения
с реальностью (реализованные сновидения). По мере увеличения времени
нахождения в жестких условиях О. На этапе глубоких психических изменений
появляются сверхценные идеи, идеи отношения, деперсонализационные
переживания (раздвоение личности) и реактивные галлюцинации.


Выводы.
Предрасположенность к мистике не передается по наследству, хотя некоторыми наследственными качествами может облегчаться или затрудняться.

У любого человека есть два вида убеждения (что является следствием адаптивных механизмов психики): 1 -предположительное априори и 2 - результат личного реального (а не субъективного) опыта. Первое предшествует второму всегда, если только второе не постигается неожиданно-случайно.
Убежденность предположительная основывается на некоем в чем-то схожем личном опыте или же на основе убежденности первого вида, имеющего высокий уровень значимости. Т.е. убежденность может быть объективно обоснованной, максимально адекватной реальности или субъективно обоснованной, еще не проверенной и, значит, могущей содержать неадекватности (см. Эвристика).
Субъективное обоснование может быть и не личным, а в виде сведений от другой личности. В этом случае убежденность обязательно питается признаками авторитарности переданных сведений, иначе убежденность не возникнет.
Нас интересует именно этот последний вариант. Какие признаки авторитарности нужны для того, чтобы сведения имели высокий уровень убедительности? И какие условия нужны, чтобы привлечь внимание настолько, что сведения будут с доверчивым интересом восприняты?
Признаки авторитарности: приобретаемый опыт их распознавания формируется в возрасте доверчивого обучения, при этом приблизительно копируется то, что демонстрируют близкие люди, которые имеют большое значение для ребенка. Именно в этот период развивается опыт распознавания ситуаций, к которым предпочтительно относится с доверием и принимать как есть, ведь достаточного личного опыта еще нет, чтобы самому разобраться. Они формируются примерно так же как и распознавание признаков симпатичности (часто черты, сходные с родительскими вызывают симпатию). Эти признаки затем усложняются, сочетаясь со все более разнообразным окружением, и вот, уже просто печатное слово (текст статей, новостей) приобретает убедительность, которая усиливается, если фразы к тому же содержит авторитарные признаки, например, умно написанное, пусть непонятное (и даже лучше, если непонятное, не вызывающее конкуренции с личными убеждениями), но по отдельным признакам вызывающее доверие.
Условия восприятия с доверчивым интересом: eсли что-то привлечет внимание новизной и высокой значимостью и, в то же время, имеет высокий уровень убедительности (упомянутые признаки авторитарности), то, скорее всего, будет создано убеждение первого вида. Новизна и значимость, граничащая с ощущением чуда при высокой авторитарности - почти всегда приведет к этому. А если это сулит что-то очень заманчивое, то мало кто способен этому противостоять.
Обычно любая религия дает авторитарно, отечески-доверительно преподносимые сведения, которые формируют высокий уровень убеждения первого вида и при этом всячески пресекает даже мысли о том, чтобы как-то проверить эти сведения и получить убеждение второго вида. Да и высокий уровень убеждения этому сам по себе способствует: нужны доводы, обладающие еще более высоким уровнем убедительности или ситуация, когда неожиданно будет получен отрезвляющий опыт, способный дать убежденность второго рода.
Просто же доводами этого достичь почти невозможно: организовать чудо, которое превысит прежнее чудо - не просто.
Бывает, что сама жизнь мелкими тыканьями в не соответствия субъективному убеждению, увеличивает сомнение и понижает, тем самым, уровень чудесной убежденности. Тогда, бывает, оказывается достаточно более-менее серьезной встряски и у сознательного усилия разобраться, чтобы сбросить наваждение.

Характерным для мистиков является наличие постоянно активной идеи, имеющей значимость значительно выше любых других идей, которая постоянно подпитывается максимальной желаемостью при ее недостижимости, что делает почти невозможным отказаться от этой идеи даже если она в чем-то противоречит практическому опыту. Значимость самой идеи превышает значимость стремления к адекватному соответствию реальности, стремления исправить ошибки несоответствия действительности, - эффект безусловной веры. Сверхзначимость идеи самоподдерживается тем, что, отказывая в корректировке объективной реальностью, она развивается только за счет субъективного мира представлений, т.е. принципиально ничем не корректируется. Принимается во внимание только то, что не противоречит сверхзначимой идее.
Возникновение сверхзначимой доминирующей идеи связано с личностным потрясением, воспринимаемым на уровне чуда, в случае подходящих условий для последующего развития и укрепления идеи.
Одиночество, тяжелые условия жизни, отчаяние, настолько понижают порог в необходимости желанного чудесного изменения существования (потому, что не чудесным образом оно никак не меняется), что даже если собственно чудесного потрясения не произошло, даже просто мысли о возможном чуде, мечты о нем развиваются в сверхзначимую идею.
Развитие сверхзначимой идеи неизбежно приводит ко все большей неадекватности действительности потому, что осуществляется только за счет субъективных представлений и переживаний, вопреки любым непосредственным свидетельствам этой неадекватности, - жизненный опыт более не корректируется объективной реальностью в рамках влияния этих идей. Клинические данные обобщены в книге Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями.
Сверхзначимость + неадекватность = блаженный.


Блажен, кто верует, тепло ему на свете! (Из пьесы «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова) :)
Фото журналиста Е.Петрийчука.

Продолжение - в Вера и сумаcшествие


Смотрите также:
  • Идея-фикс
  • Реальный пример блаженного нежелания видеть и понимать на форуме Кураева. Обратите внимание на то, что как только у кого-то возникал интерес разобраться, выше фанатизма, мешающего этому, начиналось действительно интересно обсуждение. Правда, в этом случае вмешивались уже кураевские модераторы, блюдя забытую веру.
  • Пример 2 на другом форуме, не религиозном, но на тему мистических и очень желанных мечтаний.
  • Пример 3 на форуме aldebaran.ru: Наблюдение контекста активного неприятия.
  • Оптимальные методы познания мира. Знания или вера?
  • О доказательствах чудесного
  • Наследование признаков
  • Неприятие научного знания уходит корнями в детскую психологию
  • Мистические миры
  • Познание мира
  • Мистика и наука
  • О религии
  • Таинственные истории
  • Теория невероятности




  • Обсуждение Сообщений: 55. Последнее - 04.07.2011г. 20:36:55


    Последнее редактирование: 2018-04-19

    Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

    Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

    Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

    Последняя из новостей: Схемотехника адаптивных систем - Путь решения проблемы сознания.

    Создан синаптический коммутатор с автономной памятью и низким потреблением
    Ученые Северо-Западного университета, Бостонского колледжа и Массачусетского технологического института создали новый синаптический транзистор, который имитирует работу синапсов в человеческом мозге.

    Тематическая статья: Как образумить Beast?

    Рецензия: Статья П.К.Анохина ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
     посетителейзаходов
    сегодня:00
    вчера:00
    Всего:2316230073

    Авторские права сайта Fornit