Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
ВХОД
 
 
Привет! Правила | Свежее | Чат | Подписка
Чтобы оставлять сообщения нужно авторизоваться.

Тема форума: «Про математику»

Сообщений: 398 Просмотров: 133396 - показывать мусор | Вся тема для печати
Страницы:    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
 
LUCA
Пишет без ограничений, редактирует историю - unlimited

Род: Мужской
Сообщений: 399

личная фото-галерея
Оценок: 5
список всех сообщений
clons
автор: corowew сообщение 20613
А математика в моих глазах есть запись логики.
У логики есть свой круг аксиом (логических аксиом) и правил вывода.
Фишка в том, что есть конечно описываемый набор правил вывода (хотя и множество эквивалетных способов их заданий), которые применяются в ЛЮБОЙ области математики.
Есть все основания верить, что этот набор не может быть расширен: все типы рассуждений, которые люди готовы считать «логичными» безотносительно к их содержанию, синтезируются по конечному набору правил, которые все нам уже известны. Напротив, предпринимались многочисленные попытки сузить набор правил, например, запретить использование правила исключенного третьего к бесконечным множествам.
Однако собственно различные разделы математики используют ещё свои специфические аксиомы, которые никак нельзя отнести к логическим - в теории множеств есть, например, аксиома выбора, которая, однако может быть (есть такая точка зрения) заменена альтернативной и противоречащей ей аксиомой детерменированности.
Правила логики применяются везде, но предметное содержание у разных разделов собственно математики разное.
Между прочим, язык логики исчисление высказываний и исчисление предикатов полны (все истины доказуемы), тогда как в предметных областях всплывает неполнота (арифметика первого порядка, например)

Метка админа:
Спасибо за это сообщение! Благодарность от: Айк
 
LUCA
Пишет без ограничений, редактирует историю - unlimited

Род: Мужской
Сообщений: 399

личная фото-галерея
Оценок: 5
список всех сообщений
clons
Сообщение № 21464 показать отдельно Январь 22, 2011, 11:35:10 AM
ответ -только после авторизации
Математические истины накладывают очень жёсткое ограничение на наш реальный мир. Эти истины будут попрочнее любых других физических законов. Потому что они говорят не "возможно", а "наверняка"
Допустим, мы знаем математическое строгое доказательство того факта, что с помощью циркуля и линейки НЕВОЗМОЖНО разбить угол на три части, или, например, построить куб из данного, но с объёмом в два раза большим.
Эта невозможность отсекает любые попытки людей хоть как-то решить вопрос трисекции угла - это невозможно логически.

Этим такого рода запреты отличаются от обычных физических законов мы можем помыслить некие граничные правила, которые позволят нарушить физические законы. Так, при рассмотрении термодинамики чёрных дыр было ТЕОРЕТИЧЕСКИ обосновано нарушение второго закона термодинамики.

Обычно такого рода свойства реального мира (запреты на осуществление определённых операций) называют его логической непротиворечивостью.

Метка админа:

 
Айк
Имеет права полного администратора сайта - админ

Сообщений: 3768
!!!
личная фото-галерея
Оценок: 4
список всех сообщений
clons
Сообщение № 21484 показать отдельно Январь 23, 2011, 02:12:48 AM
ответ -только после авторизации

>>> Эта невозможность отсекает любые попытки людей хоть как-то решить вопрос трисекции угла - это невозможно логически

Тем временем угол на три части возьмётся разделить даже ребёнок. :)

Уж если нужно физическое решение, то что мешает взять три резинки одинаковой длины, склеить их и растянуть под конкретный угол, места связки и будут необходимыми точками для деления :)

При этом я вполне уверен, что способ деления угла на три части с помощью циркуля и линейки очень даже существует и не один, просто скорее всего мы столкнёмся с проблемой бесконечно малых. Вопросом, когда остановиться. Но на этот вопрос есть ответы :)

>>> Невозможно... построить куб из данного, но с объёмом в два раза большим

Объём воздушного шарика замечательным образом возрастает при уменьшении плотности воздуха из вне. :)

 

LUCA, обозначенная выше проблема "невозможности" проистекающая из логических рассуждений, хорошо осознаётся Ахиллесом, которой бежит за черепахой :)


Метка админа:

 
LUCA
Пишет без ограничений, редактирует историю - unlimited

Род: Мужской
Сообщений: 399

личная фото-галерея
Оценок: 5
список всех сообщений
clons
Сообщение № 21486 показать отдельно Январь 23, 2011, 05:51:12 AM
ответ -только после авторизации
Алё! Я вообще-то писал о построении циркулём и линейкой! Это не сможет сделать не только ребёнок, но и вообще никто!

Эта логическая невозможность никак не связана с автор: Синь сообщение 21484
LUCA, обозначенная выше проблема "невозможности" проистекающая из логических рассуждений, хорошо осознаётся Ахиллесом, которой бежит за черепахой

Метка админа:

 
Айк
Имеет права полного администратора сайта - админ

Сообщений: 3768
!!!
личная фото-галерея
Оценок: 4
список всех сообщений
clons
Сообщение № 21501 показать отдельно Январь 23, 2011, 12:28:38 PM
ответ -только после авторизации

>>> Я вообще-то писал о построении циркулём и линейкой! Это не сможет сделать не только ребёнок, но и вообще никто!

То есть ты берёшься утверждать, что с помощью средства измерения угла известного, как транспортир, ты сможешь отличить мой угол, поделённый на три части с помощью циркуля и линейки, от эталонного?

Ты ведь понимаешь, что я могу поделить тебе угол на три части с любой разумной степенью точности, которая превзойдёт точность измерений твоего транспортира?

Мы в другой теме только-только с тобой обсуждали цитату Арнольда: "Тонкий яд математического образования» (по выражению Ф. Клейна) для физика состоит именно в том, что абсолютизируемая модель отрывается от реальности и перестаёт с нею сравниваться. Вот самый простой пример: математика учит нас, что решение уравнения Мальтуса dx/dt = x однозначно определяется начальными условиями (т.е. что соответствующие интегральные кривые на плоскости (tx) не пересекают друг друга). Этот вывод математической модели имеет мало отношения к реальности. Компьютерный эксперимент показывает, что все эти интегральные кривые имеют общие точки на отрицательной полуоси t. И действительно, скажем, кривые с начальными условиями x(0) = 0 и x(0) = 1 при t = –10 практически пересекаются, а при t = –100 между ними нельзя вставить и атома. Свойства пространства на столь малых расстояниях вовсе не описываются евклидовой геометрией."

Ты не чувствуешь, что здесь мы столкнулись ровно с тем же самым, отделённостью предлагаемых тобой логических рассуждений от реальных свойств пространства и реальных способностей наших измерительных приборов оценивать качество разделения угла? :)


Метка админа:

 
LUCA
Пишет без ограничений, редактирует историю - unlimited

Род: Мужской
Сообщений: 399

личная фото-галерея
Оценок: 5
список всех сообщений
clons
автор: Синь сообщение 21501
ы берёшься утверждать, что с помощью средства измерения угла известного, как транспортир, ты сможешь отличить мой угол, поделённый на три части с помощью циркуля и линейки, от эталонного?
Нет, не берусь. Мало того, я легко поделю с помощью циркуля и линейки угол на три части с приемлемой точностью.
И всё-таки, Синь, ты не прав. Я говорил о конкретном способе. Его несложно обосновать с помощью, например, теории групп.
Ты говоришь О ДРУГОМ. Ты уподобился человеку, которому говорят, что ПЕШКОМ нельзя пересечь Атлантический океан, а ты утверждаешь, что ВПЛАВЬ можно.

автор: Синь сообщение №21501
Ты не чувствуешь, что здесь мы столкнулись ровно с тем же самым, отделённостью предлагаемых тобой логических рассуждений от реальных свойств пространства и реальных способностей наших измерительных приборов оценивать качество разделения угла?
Не только не чувствую, а ТВЁРДО ЗНАЮ, что с помощью линейки и циркуля НЕЛЬЗЯ разделить угол на три равные части.

Синь, я, можно сказать, даже с удовольствием и искренней симпатией читаю твои посты. Ты искренен, даже в своих заблуждениях. Но ты иногда (очень редко) допускаешь одну ошибку, которую нередко очень много людей допускает, и я не исключение. ТЫ ВЫДАЁШЬ ОДНО ЗА ДРУГОЕ. То есть подмениваешь понятия и утверждения, сам того не замечая. Между прочим среди логических ошибок, которые допускает человек эта - самая распространённая.

Попробуй почувствовать разницу.

Приведу ещё один пример.

Пример 1. Возьмём произвольное уравнение пятой степени:
ах^5 + b^4 + cx^3 + dx^2 + ex +k = 0

Можно доказать, что НЕЛЬЗЯ получить общее решение уравнения в виде алгебраической формулы, то есть формулы, где мы используем обычные алгебраические операции - сложить, умножить, возвести в степень, извлечь корни.

Математика КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТ возможность получить такие формулы. Могут найтись фанаты (неадекваты), которые упорно будут искать эти формулы, НО ОНИ НИКОГДА ИХ НЕ НАЙДУТ.
Тем не менее ПРИБЛИЖЁННО нетрудно вычислить корни этого уравнения и компьютер легко найдёт решения.

В задаче на разделение угла циркулем и линейкой - аналогичная ситуация. Невозможно разделить угол, используя данный способ, но легко - с помощью транспортира, или теми же циркулем и линейкой, но С ЗАДАННОЙ ТОЧНОСТЬЮ. Это - разные вещи.

Математика способна делать определённые запреты - невозможность записать решение в виде алгебраической формулы, невозможность разделения угла циркулем или линейкой. Но это не значит, что она запрещает решать эти уравнения с любой степенью точности или разделять угол на три части циркулем и линейкой опять же с любой степенью точности.

Сколько бы фанаты (неадекваты) ни искали способа ТОЧНОГО разделения угла циркулем и линейкой - ОНИ НИКОГДА ЭТОГО НЕ СМОГУТ СДЕЛАТЬ.

Метка админа:

 
Айк
Имеет права полного администратора сайта - админ

Сообщений: 3768
!!!
личная фото-галерея
Оценок: 4
список всех сообщений
clons
Сообщение № 21525 показать отдельно Январь 24, 2011, 11:31:32 AM
ответ -только после авторизации

>>> Ты искренен, даже в своих заблуждениях.

Есть такое дело :)

>>> Не только не чувствую, а ТВЁРДО ЗНАЮ, что с помощью линейки и циркуля НЕЛЬЗЯ разделить угол на три равные части.

Ну а я утверждаю обратное и могу это обосновать.

Кто будет сравнивать и делать вывод о "трёх равных частях"? Кто и с помощью чего?

Укажи мне в природе угол, который нельзя разделить на три равные части с любой необходимой точностью. Где такой угол существует. С помощью какого прибора ты сможешь доказать мне, что я не справился с заданием?

>>> Ты уподобился человеку, которому говорят, что ПЕШКОМ нельзя пересечь Атлантический океан, а ты утверждаешь, что ВПЛАВЬ можно.

Ты сделал утверждение о том, что в природе, якобы, нельзя разделить угол на три части. Я вызвался провести эксперимент. Ты признал, что я могу разделить угол с любой заданной степенью точности, такой, что ты не сможешь в итоге говорить о трёх частях угла, как не об эквивалентных на приделе точности измерений.

То есть твоя математическая модель провалилась под контр примером.

Я хочу заметить, что ничего при этом не говорю о неверности твоих логических рассуждений. Они верны. Просто в них ты не учитываешь реальные свойства пространства и наши возможности по оценки эквивалентности чего-либо. Именно поэтому твои выводы неверны в эксперименте, который я провожу.

Ты же взялся перенести свои рассуждения на физический мир, что мол они верны тут. Но либо ты должен признать, что никогда не сможешь доказать свои рассуждения экспериментально (если мы говорим об абсолютной точности измерения) и тогда твоя теория нефальсифицируема и не является научной. Либо ты должен предложить эксперимент, который бы позволил фальсифицировать твою теорию.

Предложи такой эксперимент.

Ещё раз уточню. Тут проблема не в логических рассуждениях, а в ошибочном переносе. Ты сделал предположение о существовании эквивалентности, которой, вполне возможно, нет в природе. Это не я его сделал, а ты. Поэтому я завсегда смогу разделить угол на три части с помощью реального циркуля и реальной линейки, но никогда не смогу этого сделать в Евклидовом пространстве с помощью виртуального циркуля и виртуальной линейки.

>>> Но это не значит, что она запрещает решать эти уравнения с любой степенью точности

Любая степень точности может существовать только в голове у математика. В реалиях, мы в каждом конкретном случае вполне можем оценить какой степенью точности мы ограничены :) Поэтому я осторожно добавляю слово "разумной степенью точности", когда говорю о разделении угла, а ты это слово (?)безосновательно(?) убираешь :) Любую степень точности ни ты, ни я, не в состоянии обеспечить :)

 

ПС: Мне кажется нужно потихоньку останавливаться, потому что мы начинаем повторяться, мне твоя точка зрения понятна. Просто я её не разделяю. Причины я указал. Но в любом случае всё это очень интересно :) Спасибо тебе :)


Метка админа:
Спасибо за это сообщение! Благодарность от: sergish
 
LUCA
Пишет без ограничений, редактирует историю - unlimited

Род: Мужской
Сообщений: 399

личная фото-галерея
Оценок: 5
список всех сообщений
clons
Сообщение № 21526 показать отдельно Январь 24, 2011, 12:02:40 PM
ответ -только после авторизации
автор: Синь сообщение 21525
Укажи мне в природе угол, который нельзя разделить на три равные части с любой необходимой точностью.

Дык уже отвечал - не знаю я такого угла. Можно разделить его на три части с любой приемлемой точностью. Даже циркулем и линейкой можно с любой степенью точности.

автор: Синь сообщение №21525
. С помощью какого прибора ты сможешь доказать мне, что я не справился с заданием?
Ты не сможешь абсолютно точно разделить угол на три части с помощью циркуля и линейки. Задача решается для частных случаев. Общего решения (как и решения уравнения пятой степени) не существует. Это в математике называется трисекцией угла. См. Вики http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D1%83%D0%B3%D0%BB%D0%B0

автор: Синь сообщение №21525
То есть твоя математическая модель провалилась под контр примером.
Этот пример мог бы являться таковым, если бы за конечное число шагов с помощью циркуля и линейки ты бы дал точное решение У словосочетаний "точное решение" и "решение с любой сколь угодно малой погрешностью" РАЗНЫЕ СМЫСЛЫ.

автор: Синь сообщение №21525
Но либо ты должен признать, что никогда не сможешь доказать свои рассуждения экспериментально
Я это признаю.
Есть понятие МАТЕМАТИЧЕСКОГО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА - они железобетонны. Есть понятие экспериментального подтверждения. Они не дают уверенности, что при каких-то условиях постулируемая закономерность когда-нибудь не выполнится.

Приведу ещё один яркий пример.

Возьмём шахматную доску из картона. Найдём самую большую белую диагональ.
Вырежем на ней (внимание!) по одному белому квадратику с двух противоположных сторон.

Получим фигуру с 62 полями - 32 чёрных и 30 белых.

Пусть у нас есть домино, костяшки которых имеют такую форму, что способна накрывать РОВНО ДВА СОСЕДНИХ КВАДРАТА на шахматной доске.

ВОПРОС. Можно ли с помощью 31 костяшек от домино накрыть ВСЕ шахматные квадраты?

Способ 1. Физический. Экспериментируя с костяшками домино мы НИКАК не можем накрыть ими все поля шахматной доски. Этим мы не доказали, но ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО ПОДТВЕРДИЛИ предположение о том, что с помощью 31 костяшек у нас НЕТ СПОСОБА накрыть все костяшки.

Способ 2. Математический. Одна костяшка ВСЕГДА накрывает одновременно и чёрный, и белый квадрат. Поэтому, имея в наличии 31 костяшку мы можем МАКСИМАЛЬНО накрыть 62 поля, но при этом 31 - белое и 31 чёрное, то есть РАВНОЕ их количество. Это противоречит тому факту, что белых полей на два меньше. Что и требовалось доказать.

Первый способ ФИЗИЧЕСКИЙ. Он потенциально может И ОПРОВЕРГНУТЬ, И ПОДТВЕРДИТЬ МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ГИПОТЕЗУ. Но подтверждение здесь - НЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ.

Математическое же доказательство даёт ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ подтверждение гипотезы. автор: Синь сообщение №21525
тогда твоя теория нефальсифицируема и не является научной
Легко фальсифицируема -
1) найди способ ТОЧНОГО разбиения угла с помощью циркуля и линейки.
2) найди общую аналитическую формулу ТОЧНОГО решения уравнения 5-й степени
3) найди способ накрыть всеми 31-ю костяшками домино все 62 поля шахматной доски.

Она фальсифицируема ПОТЕНЦИАЛЬНО, что и требуется как критерий научности..

Метка админа:

 
LUCA
Пишет без ограничений, редактирует историю - unlimited

Род: Мужской
Сообщений: 399

личная фото-галерея
Оценок: 5
список всех сообщений
clons
Сообщение № 21528 показать отдельно Январь 24, 2011, 01:10:18 PM
ответ -только после авторизации
Теперь о том, как мир математики проявляется в физическом мире.
Конечно нет возможности ПРЯМОЙ проверки иррациональности числа 2, неравномощности континуума и множества натуральных чисел и т.д.

Тем не менее такая связь с реальным физическим миром СУЩЕСТВУЕТ.

Есть два рода физических экспериментов, которые позволяют нам фиксировать определённые результаты.

Первый - это оперирования с символами с помощью небольшого числа правил, которые однозначно позволяют нам сказать, использовали ли мы какое-то правило оперирования или нет, и какое именно правило использовали. Такого рода правила сформулированы чётко и не вызывают никакого сомнения. Примеры правил оперирования такого рода - шахматная игра. Шахматные фигуры - это тоже символы. Другой пример - логические правила, обсуждение их круга и вопросы ясности формулировки - это отдельная тема.

Эксперимент второго рода, которые нередко и называют только физическим - это взаимодействие вообще любых физических объектов, для которых мы фиксируем какой-то результат. Результат этот - тоже всегда символы. Именно символы и дают нам связь абстракций и реального мира.

Как физический мир может дать контрпример математической гипотезе - через дискретные символы. Пример - накрытие костяшками шахматной доски, правила игры в шахматы, домино, логический вывод.
Подчёркиваю. Шахматная доска - пример ПРЯМОГО отношения мира абстракций и реального физического мира. Одни комбинации разрешены, а другие запрещены в принципе. Раз и навсегда.

Другие типы взаимодействий - только опосредованно, через эти же символы.

Если данное физическое измерение отобразить так-то, то тогда другое физическое измерение отобразится символами так-то.
автор: Синь сообщение 21525
Любая степень точности может существовать только в голове у математика
Любая степень точности существует в реальном физическом мире в виде ограничений на символические конструкции.
Неравномощность континуума и натурального ряда, неразбиение угла на 3 точно равных части - всё это ПРОЯВЛЯЕТСЯ в физическом мире в виде конструкций, а также в виде экспериментально выявленных физических закономерностей, которые наиболее адекватно отображаются в виде символических конструкций, ограничения на которые проявляются в в виде взаимосвязанного символического и абстрактного жёсткого конструирования.
Математика накладывает ограничения на реальные свойства объектов физического мира, которые могут быть использованы как символические конструкции. Одни конструкции допустимы при определённых правилах, а другие - нет. И это свойство именно физического мира.
Одни шахматные комбинации могут появиться, а другие нет. Одни формулы арифметики будут допустимыми при игре в доказательства, а другие запрещены.

Метка админа:

 
LUCA
Пишет без ограничений, редактирует историю - unlimited

Род: Мужской
Сообщений: 399

личная фото-галерея
Оценок: 5
список всех сообщений
clons
Сообщение № 21529 показать отдельно Январь 24, 2011, 01:31:39 PM
ответ -только после авторизации
Существует большой соблазн использовать физические объекты не только как символы, но и как структуры, с какими-то другими свойствами, для обоснования каких-то связей между абстракциями. Но кроме объектов, которые используются в виде дискретных символов, других способов никто не придумал. Даже чистая геометрия не даёт нам такой надежды. Интуиция нас там подводит сплошь и рядом.
Возьмите на плоскости выделите замкнутый контур (хоть окружность, хоть что). У части плоскости внутри контура и снаружи ЕСТЬ ОДНА ОБЩАЯ ГРАНИЦА.

А могут ли три таких очерченных замкнутой линией фигуры иметь ОДНУ общую границу? Интуиция нас подводит. Даже хоть 100 фигур, очерченных замкнутой линией могут иметь ОДНУ общую границу. Здесь для нас надёжности геометрической интуиции нет. Это конечно не запрещает использовать наглядности реального физического мира для лучшего понимания связей между абстракциями. Мало того, такой способ представлений - это есть способ чисто экспериментального поиска чисто математических истин, которые однако здесь не доказываются, а лишь подтверждаются экспериментально.

Метка админа:

 
Айк
Имеет права полного администратора сайта - админ

Сообщений: 3768
!!!
личная фото-галерея
Оценок: 4
список всех сообщений
clons

>>> Ты не сможешь абсолютно точно разделить угол на три части с помощью циркуля и линейки

Да нету такого понятия "точно", ты ввёл точность, как аксиому во время доказательства, но эта аксиома не выполняется, мы ограничены в точностью измерений. В какой-то момент мы доходим до атомов и все наши потуги по точности становятся бессмысленны. У нас реальный, а не виртуальный карандаш и циркуль, я это тебе ещё раз напоминаю.

Я же не спорю с доказательством, я говорю, что твой перенос неверный.

Ты настолько сильно зачарован Математикой, что не замечаешь границы применимости выводов полученных с помощью тех или иных аксиом. Я тебе привёл цитату Арнольда точно об этом же.

>>> с помощью 31 костяшек у нас НЕТ СПОСОБА накрыть все костяшки.

Да есть. Ты не замечаешь, но ты не даёшь достаточных ограничивающих условий. Много что можно сделать используя физические свойства картона и костяшек дабы выполнить задуманное.

При этом когда ты даёшь математическое доказательство, ты неосознанно используешь недосказанные ограничивающие условия, они кажутся тебе самоочевидными.

 

Ты сам признал, что если я тебе предложу определить какой угол я разделил с помощью циркуля и линейки, а какой с помощью транспортира, ты не сможешь это сделать. Но при этом ты взялся утверждать, что Трисекцию сделать невозможно. Мой первый вопрос для себя был: невозможно где? Ты не сказал слово "виртуальный циркуль со сверх тонким грифелем", допустим, "евклидово пространство", хотя именно это подразумевалось во время доказательства. Всего этого ты не заметил и ошибочно перенёс результат доказательства на физический циркуль, грифель, листок бумаги и способность оценить равенство. Это твоя ошибка. Ты использовал неверную математическую модель.

Лука, мне кажется, что мы начинаем повторяться в этом моменте беседы и нужно чуть отвлечься. :)

>>> Существует большой соблазн использовать физические объекты не только как символы, но и как структуры, с какими-то другими свойствами, для обоснования каких-то связей между абстракциями. Но кроме объектов, которые используются в виде дискретных символов, других способов никто не придумал.

Мозг?


Метка админа:

 
KIRILL
Пишет без ограничений, редактирует историю - unlimited

Род: Мужской
Сообщений: 193

Оценок: 2
список всех сообщений
clons
Сообщение № 21575 показать отдельно Январь 26, 2011, 04:36:50 AM
ответ -только после авторизации

автор: LUCA сообщение 21528

Математика накладывает ограничения на реальные свойства объектов физического мира, которые могут быть использованы как символические конструкции

А не правильнее ли будет сказать, что математика позволяет вскрывать правомочность (валидность) использования тех или иных абстракций реальных процессов в том или ином контексте. Выводы из результатов математических вычислений могут трактоваться по-разному. Все зависит от того, корректно ли было определена природа анализируемого явления и соответственно абстрагирование в процессе моделирования феномена (с учетом всевозможных границ применимости).

Если корректны исходные абстракции - реальность подтверждает выводы и позволяет строить прогнозы, границы и точность которых соответствуют уровню корректности моделей и абстракций. Если прогнозы, расчеты не совпадают с экспериментом, то либо эксперимент некорректен, либо модель неполна или ошибочна.

Отсюда и выявляемые косяки: невозможность поделить ровно на 3 произвольный угол циркулем и линейкой, а только некоторые, невозможность вычислить точно число Пи - тоже сигнал, невозможность свободно вертеть целочисленными величинами в плоскости и объеме (построить куб удвоенного объема) и т.д. и т.п. запреты на феномены с противоречащими реальности условиями. Систематизация косяков как раз-таки и позволяет шлифовать абстракции и уточнять определения, выявляя реальные взаимные связи процессов в реальном мире и границы применимости наших упрощений (абстракций).

В общем случае (если рассматривать с прагматической точки зрения) математика позволяет избежать трудоемкого метода сплошного перебора всех вариантов событий и их сочетаний при изучении природных явлений или решении практических задач. Ну, а состояние математического аппарата и моделей реальных явлений постоянно развивается как следствие более точного понимания "природной аксиоматики".


Метка админа:
Спасибо за это сообщение! Благодарность от: Синь, LUCA, chumbuk
 
LUCA
Пишет без ограничений, редактирует историю - unlimited

Род: Мужской
Сообщений: 399

личная фото-галерея
Оценок: 5
список всех сообщений
clons
Сообщение № 21605 показать отдельно Январь 27, 2011, 07:50:24 AM
ответ -только после авторизации
автор: Синь сообщение 21574
Лука, мне кажется, что мы начинаем повторяться в этом моменте беседы и нужно чуть отвлечься.
Предлагаю такую тактику. Отвечать не сразу, а дать отлежаться аргументам хотя бы один день (можно и больше . )
В аргументации мне помогал ещё такой приём. Как-то спорил с братом о том, что я правильно решил одну задачу по логике.
Я говорил последовательно утверждения, а он говорил - согласен. Когда доходили до утверждения, с которым он не соглашался, анализировали причину несогласия опять же методом наводящих вопросов.
Я стараюсь себя спрашивать, а может мой собеседник прав? И если так, то соглашаюсь.


Итак, с чем я согласен.

Я осознаю, что существует огромное количество математических утверждений, которые невозможно подтвердить или опровергнуть прямым физическим опытом. Здесь у нас никаких разногласий нет.

Причина невозможности - в природе не существует точек, прямых и других идеализированных объектов.

С чем не согласен. Мы мыслим абстракциями. Абстракции - это конструкции в нашей голове. Но эти конструкции - физические. Наше мышление мы можем переносить на символы. Символы - это дискретные физические объекты. Это и чернила на бумаге, и механические счёты, и запись на компьютере и т.д.
Предполагается, что не смотря на перипетии физического мира, наши зрительные иллюзии и прочее и прочее, мы можем:
1. Устанавливать одинаковы символы или различны.
2. Взаимное расположение символов, которое можно закодировать их перенумерованием (или эквивалентно помещение в таблицу, или другим эквивалентным способом).
3. Задавать правила оперирования символами: "стирать" одни, "писать" другие, менять их комбинации.
4. Делать отображения на другую группу символов (перекодировка).

Моё изложение не претендует на полноту и истину в последней инстанции. Тем не менее, данное внятное изложение позволяет мне однозначно сказать, что именно в физическом мире мы можем опровергать или подтверждать истины, касающиеся комбинаций символов.
В частности, мы можем опровергнуть математические гипотезы физическим экспериментом с шахматной доской, потому что эта доска является символической конструкцией.

Мы можем придумать способы проведения встреч футбольных команд, но введённые правила могут запрещать какие-то комбинации, потому что в данном случае мы тоже фактически имеем дело с символической конструкцией, определяемой правилами проведения чемпионата.

Это важный момент. С ним ты можешь согласиться или нет. Но я думаю, что мир так устроен, что мы почему-то можем эффективно оперировать с физическими объектами как с символами.

А теперь ключевая мысль. Истины, установленные относительно символов, являются одновременно и физическими, и математическими. Давай на первом этапе проанализируем только этот факт. А потом вернёмся к тому, какая связь существует между абстракциями "точно построить" и другими с реальным физическим миром.




автор: Синь сообщение №21574
Да есть. Ты не замечаешь, но ты не даёшь достаточных ограничивающих условий. Много что можно сделать используя физические свойства картона и костяшек дабы выполнить задуманное.
Пожалуйста поподробнее.
автор: Синь сообщение №21574
При этом когда ты даёшь математическое доказательство, ты неосознанно используешь недосказанные ограничивающие условия, они кажутся тебе самоочевидными.
Тут всё тоньше. Мне не кажутся самоочевидными недосказанные ограничивающие условия. Я считаю (см. выше), что мы в состоянии обращаться со многими физическими объектами как с символами. И категорически утверждаю: задача с накрытием с костяшками ПОТЕНЦИАЛЬНО может физическим экспериментом опровергнуть множество математических гипотез. Причина - шахматная доска и костяшки - разновидности символов.
автор: Синь сообщение №21574
Ты сам признал, что если я тебе предложу определить какой угол я разделил с помощью циркуля и линейки, а какой с помощью транспортира, ты не сможешь это сделать. Но при этом ты взялся утверждать, что Трисекцию сделать невозможно. Мой первый вопрос для себя был: невозможно где?
Мы вернёмся к этому вопросу после обсуждения вопроса, касающегося возможности оперировать дискретными физическими объектами как с символами.

Метка админа:
Спасибо за это сообщение! Благодарность от: Синь, chumbuk
 
LUCA
Пишет без ограничений, редактирует историю - unlimited

Род: Мужской
Сообщений: 399

личная фото-галерея
Оценок: 5
список всех сообщений
clons
Сообщение № 21606 показать отдельно Январь 27, 2011, 07:58:34 AM
ответ -только после авторизации
автор: KIRILL сообщение 21575
А не правильнее ли будет сказать, что математика позволяет вскрывать правомочность (валидность) использования тех или иных абстракций реальных процессов в том или ином контексте.
Однозначно да.
автор: KIRILL сообщение №21575
Если корректны исходные абстракции - реальность подтверждает выводы и позволяет строить прогнозы, границы и точность которых соответствуют уровню корректности моделей и абстракций. Если прогнозы, расчеты не совпадают с экспериментом, то либо эксперимент некорректен, либо модель неполна или ошибочна.
Вряд ли кто будет оспаривать это утверждение.

Я бы добавил так: мы придаём символам определённую интерпретацию событий (измерений) реального мира. Но не произвольно а делаем что-то вроде гомоморфизма (когда отношения между символами отражают отношения между всеми остальными событиями (измерениями) физического мира. И действительно, если наш гипотетический гомоморфизм адекватен, то и предсказание с помощью символов тоже адекватно.

Существует более тонкая связь реального физического мира с миром абстракций, показывающая как ещё по другому могут быть вплетены математические истины в наш физический мир и как это проявляется в логической непротиворечивости мира. Об этом чуть позднее. Пока лишь внятно выложил тезис: многие физические объекты могут служить символами. Следствие - истины, устанавливаемые для символов (законы шахматной комбинации, например) в физическом мире, верны и для мира математического.

Метка админа:
|

 
KIRILL
Пишет без ограничений, редактирует историю - unlimited

Род: Мужской
Сообщений: 193

Оценок: 2
список всех сообщений
clons
Сообщение № 21621 показать отдельно Январь 28, 2011, 01:03:29 AM
ответ -только после авторизации

автор: Синь сообщение 21484

>>> Эта невозможность отсекает любые попытки людей хоть как-то решить вопрос трисекции угла - это невозможно логически

Тем временем угол на три части возьмётся разделить даже ребёнок.

Уж если нужно физическое решение, то что мешает взять три резинки одинаковой длины, склеить их и растянуть под конкретный угол, места связки и будут необходимыми точками для деления

Слушай, Синь, у меня к тебе вопрос по поводу резинок. Как это ты их склеишь и как растянешь, чтобы поделить угол на три равные части?

Из твоего объяснения (если я правильно понял) у меня решение задачки не складывается. Получается только найти точки деления на 3 равные части стороны, противоположной вершине угла условного треугольника, образуемого сторонами угла и резинкой. Но угол-то не поделился на 3 равные части Foot in mouth


Метка админа:

 
Страницы:    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Статистика:
Всего Тем: 1923 Всего Сообщений: 47822 Всего Участников: 5163 Последний зарегистрировавшийся: OldBear
Страница статистики форума | Список пользователей | Список анлимитов
Последняя из новостей:
Схемотехника адаптивных систем - Путь решения проблемы сознания.
Все новости

Создан синаптический коммутатор с автономной памятью и низким потреблением
Ученые Северо-Западного университета, Бостонского колледжа и Массачусетского технологического института создали новый синаптический транзистор, который имитирует работу синапсов в человеческом мозге.
Все статьи журнала

Тематическая статья: Эффект Земмельвейса, или Почему отторгаются новые идеи

Рецензия: Статья П.К.Анохина ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Пользователи на форуме:

Из коллекции изречений:
>>показать еще...